Не за горами Олимпиада в Сочи, а вместе с ней, можете не сомневаться, новые допинговые скандалы. Чтобы быть «Быстрее, выше, сильнее» в спорте высших достижений, часто бывает недостаточно лишь желания и тренировок. Тогда в ход идет фармакология.
Помните, как Лэнс Армстронг, семикратный чемпион «Тур де Франс», публично признался в употреблении допинга? В интервью Опра Уинфри спросила велосипедиста: «Вы понимали, что обманываете всех, когда выходили на старт?». На что Армстронг ответил: «Нет. Наверное, это самое страшное. В какой-то момент я открыл словарь, чтобы найти точное определение слова «обман». Там было написано – «получить преимущество». Если так, то я не обманывал кого-либо. Я не получал преимущества над конкурентами, потому что не делал ничего такого, что не могли делать остальные. Допинг был так же необходим, как воздух в колесах или вода в бутылках».
Как вам? А ведь запрещенный допинг, несмотря на все антидопинговые центры, – неотъемлемая часть соревнований. История использования допинга стара, как сам спорт. Первый документальный случай использования допинга относится к 1865 году, когда стимуляторы использовали голландские пловцы.
С тех пор фармакология шагнула далеко вперед. Сегодня существует множество видов допинга, они постоянно совершенствуются и с каждым годов все сложнее определить наличие препаратов в организме. И на все это идут миллионы и миллионы долларов.
Зачастую решение о приеме допинга принимает не сам спортсмен, а тренер. Спортсмены, употребляющие допинг (особенно это касается молодежи), – часто юные, полные желания победить, жадные до медалей и до денег, не задумываются о последствиях. А наставники услужливо снабжают таблетками.
Например, избыточное поступление в организм стероидных гормонов ведет к развитию целого ряда патологических проявлений в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и мочеполовой системах, печени, опорно-двигательном аппарате... В то же время эксперты высказывают и такую мысль: большой спорт без допинга – прямая дорога к инвалидности.
Как несколько лет назад говорил завкафедрой спортивной медицины при Киевском институте усовершенствования врачей профессор Геннадий Апанасенко: «Все знают, что современный большой спорт с его великими идеями – это цирк. И существование антидопингового контроля на всех уровнях соревнований, будь-то первенства Европы, мира или же Олимпийские игры, только подтверждает это. Руководители всех уровней заявляют, что допинг вреден для спортсменов и что они защищают их от беды. Но это отнюдь не проявление заботы, а стремление к чистогану: прохождение антидопингового контроля приносит постоянный доход спортивным организациям. Мало того, именно в антидопинговых центрах подпольно и разрабатываются новые препараты для спортивной медицины».
Впрочем, многие атлеты употребляют допинг на вполне законных основаниях. Лыжники и биатлонисты некоторых стран почти поголовно болеют астмой, что позволяет им принимать внушительную линейку препаратов.
И о каком принципе Fair Play («честная игра») можно говорить, если одни спортсмены по финансовым соображениям не могут позволить себе использовать те препараты, которые безнаказанно используют другие?
В итоге спортсмены из высокоразвитых стран ставятся в гораздо более выгодное положение по сравнению с конкурентами из стран третьего мира. И всем, кто участвует в этой игре, наплевать, по большому счету, на интересы спорта , на судьбы спортсменов, врачей и тренеров, на рядовых зрителей, которые хотят посмотреть на настоящую борьбу.
Как говорится, поменьше очаровывайтесь – реже придется разочаровываться. И все-таки. Разочарование.