На недавнем заседании Совета законодателей развернулась дискуссия о перспективах законодательного обновления нашего государства. Пресс-служба Совета Федерации приводит выступление Андрея Крутикова, Председателя Государственной Думы Ярославской области, по итогам этого обсуждения.
Я считаю, что для нашей страны проблема разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления – самая главная и ее нужно решать в первую очередь. Хотя, на мой взгляд, реорганизация местного самоуправления приведет к увеличению управленческого аппарата в местных органах власти. Нынешнее территориальное устройство Российской Федерации и организация муниципальной власти оптимальны, во всяком случае, для Ярославской области. Многие субъекты Федерации стали увеличивать количество муниципальных образований, возможно у них эта ситуация созрела, но у нас, как жизнь показывает, устройство местного самоуправления соответствует интересам региона. В этой связи вопрос о реорганизации местного самоуправления, особенно в преддверии выборов, я бы пока не поднимал хотя бы несколько лет. А вот вопрос о разграничении полномочий, на которых завязано финансирование местного самоуправления, бюджеты, имеет существенное значение.
Не секрет, что политика Правительства сводится к тому, чтобы максимально привлечь деньги в федеральный бюджет, что не учитывает интересы регионов. Единственный способ этого избежать – четко разграничить полномочия и финансовые средства. Иначе та ситуация, о которой говорил Президент: наобещано, мол, уже много, а выполнить не можем, – никогда не закончится.
Надо называть все вещи своими именами. Без разграничения полномочий невозможно проведение всех реформ, например ЖКХ. И, если не будут четко разграничены полномочия, то реформа просто остановится. Актуален вопрос межбюджетных отношений, проблемы взаимодействия регионов–доноров и регионов-реципиентов. Мы как доноры ощущаем, что у Ярославской области практически нет стимулов для роста. Считаю, что, если регион донор, то он должен развиваться более активно, нежели дотационный. Это подтверждает опыт Москвы. Столица – крупнейший донор, и ее развитие показывает, что «деньгам там становится тесно» и эти деньги выходят в регионы России. Примером является совместная программа Ярославской области и Москвы по строительству жилья, гостиниц и т.д. Если бы, скажем, Ярославский регион развивался нормальными темпами, а не ущербными, то мы бы уже наверняка вкладывали самостоятельно заработанные деньги в развитие бизнеса других регионов. И тогда развитие России двигалось бы более интенсивно. Поэтому я сторонник того, чтобы закон о разграничении полномочий шел впереди всех законов. Это, повторяю, актуальнейшая задача.
О подготовке к введению смешанной избирательной системы при проведении выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Действительно, отношение к выборам по партийным спискам и по одномандатным округам неоднозначно по всей России. В некоторых областях даже нет альтернативных партий: у одних есть коммунисты, у других – «Единая Россия», но и те, и другие пребывают в зачаточном состоянии. Партийные структуры у многих людей вызывают отторжение из-за стереотипов, связанных с коммунистической эпохой. Существует целое поколение, жившее при тоталитарной однопартийной системе в Советском Союзе. Однако, если мы не будем двигаться в направлении развития демократических основ, мы никогда не научимся достойно жить.
Во всем мире на развитие государства, на политику решающее влияние оказывают партии. Если в нашей стране существует негативное отношение к выборам по партийным спискам, то это не означает что систему не надо проводить в жизнь. Вопрос этот как раз из тех, базу для которых необходимо закладывать уже сейчас. На региональном уровне должно быть влияние федеральных партий и они должны быть готовы к отклику из регионов. В Ярославской области в этом отношении все нормально, так как у нас представлены все сильнейшие партии: это и «Единая Россия», и коммунисты, и СПС, и ЛДПР. Поэтому наш регион может стать моделью того, как процесс регионального партийного строительства будет развиваться в России в дальнейшем.