На минувшей неделе в Ярославле был замечен резкий всплеск дорожно-транспортных происшествий. Есть пострадавшие. На этом фоне весьма актуальным выглядит проект Минфина об увеличении суммы компенсации пострадавшим в ДТП пешеходам.
Сейчас эта сумма ограничена 160 тысячами рублей. Минфин предлагает максимально возможный размер выплат увеличить до 500 тысяч. На практике получить такие суммы бывает нелегко, да и судиться с виновниками аварии решаются немногие. И все же...
Главным образом выплаты предназначены для пешеходов, ведь водители получают страховку по ОСАГО. В одной из аварий, случившихся на днях, пострадали пассажиры маршрутного такси. По сегодняшнему законодательству они вправе предъявить финансовые претензии. Вот только кому? Владельцу такси, шоферу или виновнику аварии, вина которого тоже должна быть доказана по суду.
«Отсутствие четких правил и позиция судов, крайне редко назначающих крупные суммы компенсаций, приводят к безнаказанности, – считает юрист Анатолий Медведев. – Люди предпочитают не связываться с судами и либо попросту договариваются между собой, либо вовсе отказываются от компенсаций. А ведь это мировая практика».
Новый проект закона призван упорядочить всю систему выплат, при этом не отдавать на волю судьям решение вопроса о размере компенсаций, а определить его законодательно. Предполагается, что либо в самом тексте закона, либо в утвержденных приложениях к нему будет разработана сводная таблица травм и их стоимости. Конечно, учесть все возможные последствия ДТП невозможно, но ориентиры такая таблица могла бы дать вполне точные.
Сам по себе такой подход является новаторским. Как это не парадоксально, зачастую судьи, назначая сумму компенсации, учитывают не только затраты пострадавшего на лечение, но и степень вины пострадавшего. Если он не очень виноват, его жалко, и сумму могут скостить, а если, к примеру, напился, то уж тут плати на полную катушку.
Такой подход не только неправилен с житейской точки зрения, но и попросту нелогичен. Проблема заключается в том, что комплекс медицинских услуг и лекарств, получаемых в рамках бесплатного медицинского страхования, чаще всего не отвечает потребностям пациента с автотравмами, а стоимость платного лечения может отличаться в разы. И уж точно она не зависит от степени вины ни пострадавшего, ни виновника происшествия.
«Суды и компенсации – все это, конечно, хорошо, – рассказывает ярославна Анастасия Маликова. – Но вот я оказалась в ситуации, когда деньги нужны были сразу. Мне просто не на что было сделать операцию, а врачи прозрачно намекали, что по бесплатному полису и лечение будет соответствующим. Как быть в такой ситуации?»
Новый закон эту проблему не решает. Получить компенсацию по-прежнему будет непросто и небыстро. Впрочем, также, как и страховые выплаты. «Черепашья» скорость и забюрокраченность процедур – одна из причин того, что в нашей стране цивилизованные формы взаимоотношений участников дорожного движения, как впрочем, и других происшествий, не работают. И это наносит немалый ущерб не только развитию рынка страхования, но и порождает безответственность и безалаберность тех, от кого порой зависят человеческие жизни.