В правительстве Ярославской области представили план модернизации общественного транспорта в Ярославле. В ближайшие два года в эту сферу предлагается вложить 15,8 млрд рублей: 14,5 млрд — в автотранспорт, 1,3 млрд — в трамваи.
— Запланированные расходы соответствуют объему перевозок, который необходим для удовлетворения потребностей населения. Наша задача — обеспечить людям комфортное и безопасное передвижение на общественном транспорте, — сказала директор департамента транспорта Ярославской области Татьяна Черемных.
Переход к работе в новом формате будет происходить поэтапно в феврале — апреле 2023 года.
Два новых принципа работы
Модернизация предполагает два новых принципа организации работы общественного транспорта.
Первый — это переход на брутто-контракты. Транспортники будут получать деньги не за количество перевезенных пассажиров (как сейчас), а за наезженные километры. По мнению властей, это позволит исключить гонки за пассажирами и повысить безопасность перевозок.
Второй принцип — цифровизация всего цикла перевозок — планирование, управление, контроль, аналитика, прогнозирование. Для этого будет создан единый центр управления транспортной работой — государственное казенное учреждение «Организатор перевозок Ярославской области». Он будет выступать как заказчик по государственным контрактам, контролировать перевозки и доходы от платы за проезд. Последние будут поступать в региональный бюджет.
Каким будет транспорт
Власти озвучили и требования, которые будут предъявляться к самому транспорту:
возраст не старше одного года на момент выхода на маршруты;
низкий пол;
адаптация для маломобильных групп граждан;
наличие видеонаблюдения;
наличие речевого и визуального информирования пассажиров;
учет пассажиропотока;
наличие устройств безналичной оплаты проезда.
На линиях запланирована работа кондукторов и контролеров.
На данный момент под требования областного департамента транспорта не подходит подвижной состав городского ПАТП-1. Автопарк ПАТП сильно изношен — автобусы ветхие, находятся в плачевном состоянии. Власти не уточнили, что будет с городским предприятием.
Что будет с привычными маршрутами
По расчетам департамента транспорта, автопарк общественного транспорта должен включать 670 машин (с учетом резерва) преимущественно большого и среднего класса. Маршрутную сеть обещают больше не менять, за исключением небольших корректировок по просьбам пассажиров. В том числе в том же составе сохранят маршруты электротранспорта — трамваев и троллейбусов.
Отбор перевозчиков на автобусы власти намерены провести в ходе открытого конкурса. С победителями заключат контракты на несколько лет.
Напомним, в июле 2021 года в Ярославле прошла транспортная реформа, в ходе которой поменялись автобусные маршруты, пришли новые перевозчики. Контракты с ними заключили на год. После этого работу новой системы обещали проанализировать, где надо внести коррективы и заключить контракты с перевозчиками уже на более длительный срок. Но продолжения реформы пока так и не последовало. Причиной стало то, что региональные власти отобрали у мэрии полномочия по управлению городским транспортом.
26 сентября депутат Ярославской областной думы Валерий Байло (раньше он занимал должность первого заместителя гендиректора «Яргорэлектротранса») со ссылкой на источник сообщил, что в Ярославле могут ликвидировать троллейбусы. Мы публиковали его авторскую колонку на этот счет. Заявление депутата опровергли в областном департаменте транспорта.