20idei
СЕЙЧАС +9°С
Все новости
Все новости

Доведут до банкротства? Что происходит с городским ПАТП-1 накануне нового этапа транспортной реформы

Есть ли перспективы у городского транспортного предприятия, которое власти обещали развивать

ds

Что будет с ПАТП-1

Поделиться

Накануне очередного этапа транспортных преобразований в Ярославле всё острее встает вопрос о том, что будет с городским предприятием ПАТП-1. Ему обещали развитие, но на сегодняшний день происходящее скорее можно назвать угасанием.

Мы попросили мэрию Ярославля в деталях рассказать о состоянии предприятия. Публикуем ответ администрации.

Половина транспорта — рухлядь

В автопарке муниципального предприятия 182 единицы техники. Власти уточнили — в ближайшее время покупки новой не планируется. А то, что есть, находится в плачевном состоянии.

— В настоящее время удельный вес транспортных средств со сверхнормативным сроком амортизации в АО ПАТП-1 составляет 47,1%, — сообщили в мэрии в ответ на запрос 76.RU. — Срок эксплуатации автобусов ПАТП составляет не более 7 лет для автобуса малого класса, не более 10 лет для автобуса среднего класса и не более 15 лет для автобуса большого класса.

В последний раз новые автобусы предприятие покупало несколько лет назад — в 2019 году, и сейчас едва расплачивается по лизинговым платежам за 37 ЛИАЗов и 10 ПАЗов. А точнее, не может расплатиться. Из-за набежавшего долга по платежам лизинговая компания ввела ограничения. Самые новые автобусы ярославского ПАТП сняли с маршрутов. И хоть власти Ярославля смотрят на ситуацию позитивно, обещают ее урегулировать, город может потерять эти автобусы. Ведь денег у транспортного предприятия практически нет. Оно убыточно.

— По итогам первого квартала 2022 года получен убыток в размере 33 миллионов 826 тысяч рублей, — ответили на вопрос о рентабельности предприятия в мэрии. — По итогам 2022 года запланировано получение чистой прибыли в размере 7 миллионов 563 тысяч рублей.

Власти уточнили, что основными источниками доходов ПАТП-1 в 2022 году являются городские пассажирские и заказные перевозки, а также сдача площадей в аренду (к примеру, перевозчик «ПитерАвто» арендует парковку на территории предприятия). Основными источниками расходов общества в 2022 году являются затраты на осуществление городских перевозок, погашение лизинговых платежей, а также кредиторской задолженности.

Что будет с ПАТП-1?

Подвижной состав в ближайшее время обновлять не планируют

Подвижной состав в ближайшее время обновлять не планируют

Поделиться

Сейчас ПАТП-1 возит людей по контракту, аналогичному тем, которые городские власти заключили с перевозчиками в середине июля 2022 года. Действие текущего контракта с ПАТП-1 заканчивается 31 марта 2023 года. С 14 июля должен был стартовать второй этап транспортной реформы. Всё отложилось из-за того, что региональные власти отобрали у мэрии полномочия по управлению городским транспортом. Новые управленцы отодвинули сроки реформы до 2023 года, чтобы продумать все детали.

Осенью 2022 года областной департамент транспорта будет заключать с перевозчиками новые контракты. Они предполагают более строгие требования к подвижному составу. Планируется, что по новым брутто-контрактам перевозчики начнут работать с 2023 года. При этом контракты планируют сделать многолетними, то есть перевозчики останутся в Ярославле минимум на 5–7 лет.

Брутто-контракты — контракты, по которым с перевозчиками будут рассчитываться за наезженные километры. Иными словами, сначала перевозчик месяц работает и тратит свои деньги на обслуживание автобусов, зарплату водителям, бензин и прочее, еще и выручку с билетов отдает заказчику (в бюджет). А потом уже получает деньги по факту выполненных работ — наезженных километров. На данный момент обновился только один маршрут — № 176, по которому пустили желтые автобусы, и то до октября в качестве тестовой версии.

Сейчас требования по действующему брутто-контракту у заказчика довольно жесткие:

  • автобусы должны быть среднего класса вместимости и обязательно новыми — не старше одного года;
  • их экологический класс не может быть ниже пятого;
  • тип кузова — обязательно низкопольный или полунизкопольный;
  • вместимость пассажиров с учетом инвалида-колясочника — не менее 49 мест;
  • количество рабочих дверей — не менее двух;
  • в автобусах должны быть сенсорные экраны для пассажиров, валидаторы для бесконтактной оплаты проезда, семь видеокамер, инфракрасные датчики.

Исходя из характеристик подвижного состава ПАТП-1, становится ясно, что на данный момент городское предприятие не подходит под требования брутто-контракта. Основная цель брутто-контрактов, по словам региональных властей — улучшение качества и комфорта перевозок. Мы поинтересовались, сможет ли городское предприятие работать по многолетним брутто-контрактам без значительного обновления подвижного состава. Уточнили также, передадут ли ПАТП под управление области. В мэрии ответили расплывчато.

— Муниципальные контракты, предусматривающее выполнение работ по осуществлению регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, договоры на организацию транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, заключенные до вступления в силу закона «О перераспределении между органами местного самоуправления отдельных муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном и городским наземным электрическим транспортом» (передача управления городским транспортом от города области. — Прим. ред.) действует до окончания срока их действия, — заявили чиновники мэрии.

Иными словами, заглянуть дальше марта 2023 года в будущее ПАТП-1 власти не могут. Значит ли это, что предприятие может остаться за бортом и обанкротиться? Мы продолжим в деталях рассказывать о переделе ярославского рынка транспорта.

По теме

  • ЛАЙК2
  • СМЕХ2
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ11
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter