Эстафета олимпийского огня шагает по стране. Шагает широкими шагами. Олимпийские факелы уже стали притчей во языцех: они гаснут, взрываются и продаются.
Нельзя так просто взять и отнести огонь из Москвы в Сочи. Это обязательно нужно делать с приключениями. За действом с интересом наблюдает вся страна. Парадоксов и неожиданностей хватает: Олимпиада у нас зимняя в субтропиках, а эстафета олимпийского огня – самая длинная за всю историю зимних Игр. Регионы стараются: кто-то бьет в бубны, кто-то возит огонь в каретах, а скоро факелу предстоит погрузиться в озеро Байкал. Но спокойно не проходит практически ни один отрезок пути. Чаще нанофакел просто тухнет, но бывают истории и покруче.
Злорадство населения по мере движения факела все нарастает, а сама эстафета, на мой взгляд, простите великодушно, потихоньку превращается в фарс. Видео гаснущих факелов набирают сотни тысяч просмотров в Интернете, а в подмосковной Коломне олимпийский огонь встретили зажигалками и хохотом.
В соседних с нами регионах без эксцессов также не обошлось: сначала в Костроме олимпийский факел взорвался в руках тринадцатилетней девочки, а в Вологде от пламени едва не загорелась борода Деда Мороза.
Все это грустно. Ведь на самом деле быть факелоносцем Олимпиады – большая честь. Без шуток, нести символ большого мирового спортивного праздника – это здорово. И отсюда можно сделать вывод, что отношение к факелу как символу Олимпиады в некотором роде отражает ситуацию в стране.
Факелоносцы, кстати, могут стать обладателями факела не бесплатно. Их продают по себестоимости, и по большому счету в этом нет ничего страшного – такой опыт имеют многие страны. Но...
«Почти 10 лет назад, в 2004 году, я тоже участвовал в эстафете олимпийского огня. У меня до сих пор дома хранится факел 2004 года выпуска. Именно тот, с которым я бежал. Всем участникам эстафеты тогда их подарили, и это абсолютно правильно. Ведь пробежаться с олимпийским огнем – это большая честь, и замечательный сувенир теперь всю жизнь будет мне об этом напоминать. Вот что меня неприятно удивило: в этот раз, оказывается, факелы не дарят. Факелоносцы могут их выкупить», – сказал телеведущий Антон Комолов в интервью газете Metro.
Мало того. Не все факелоносцы относятся к символу Олимпиады с уважением. После покупки каждый факелоносец волен делать с факелом все что захочет: поставить на полку на самом видном месте, убрать на балкон или продать. И антипатриотические перепродажи факелов продолжаются. Например, на американском онлайн-аукционе Ebay факел был продан за 3283 доллара (около 106 тыс. рублей). Ярославцы не отстают: один из факелосносцев также выставил факел на продажу...
«Все покупается и продается
И жизнь откровенно над нами смеется.
Мы негодуем, мы возмущаемся,
Но продаемся и покупаемся», – писал Омар Хайям.
Справедливости ради стоит отметить, что большинство факелоносцев (особенно трепетно относятся к факелу спортсмены) расставаться с символом Олимпиады не хотят и считают подобные перепродажи делом неправильным.
Но общая тенденция заставляет задуматься. Если Олимпиада-80 осталась в памяти как праздник, а Олимпийского мишку до сих пор рисуют на футболках и нежно любят, то сейчас трепета и ликования как-то не наблюдается. Все больше равнодушие. А ведь впереди еще чемпионат мира по футболу-2018, друзья...