В конце прошлой недели в муниципалитете Ярославля состоялся круглый стол, посвященный вопросам экологии. Внимаю депутатов был представлен доклад о резком сокращении зеленых насаждений в городе. Экологи уверены – ярославцам это сулит серьезными проблемами со здоровьем. О том, какова экологическая ситуация в Ярославле, мы поговорили с автором доклада, председателем экологической организации «Зеленая ветвь» Лидией Байковой.
– Доклад, который вы представили депутатам муниципалитета, действительно заставляет задуматься. Как вы собирали информацию для него?
– Информация собиралась много лет. В начале 2000-х, когда стали активно вырубать деревья, я попросила из статуправления данные об изменении площади зеленых насаждений и здоровье населения в городе Ярославле и области. Потом с этой информацией я выступила на открытии Дней защиты от экологической опасности. Вел заседание заместитель губернатора по экономике Лукьяненко. Когда я закончила свою речь, он мне сказал: «Лидия Ивановна, вы говорите страшные вещи». Через несколько месяцев с его подачи в газете «Северный край» вышло три публикации по зеленым насаждениям.
Судя по той справке, которую я получила от статистов, наблюдалась прямая взаимосвязь между сокращением зеленых насаждений и ухудшением здоровья населения. Вообще, больше половины наших заболеваний – это экологозависимые заболевания. Это и острые нарушения мозгового кровообращения, и онкологические заболевания.
Потом я каждый год стала запрашивать данные, собирала их. И в результате сформировалась картина за несколько лет.
– И что это за картина? Неужели все настолько плохо?
– С 1999 по 2000 год площадь зеленых насаждений в Ярославле сокращалась в среднем на 1,1% в год. С 2002 по 2006 год – уже на 1,7%. Насколько стремительно шло сокращение в последние годы – пока таких данных нет. Но мы видим, что зеленые территории активно отдаются под застройку. На месте парков возводятся торговые центры и офисы, прокладываются дороги. Инвентаризация зеленых насаждений у нас проводилась в 1971–1972 гг. Тогда на человека приходилось 5,4 кв. м зелени. Сегодня коэффициент остался прежним. По нормам же на человека должно приходиться 16 кв. м благоустроенных зеленых насаждений. В генплане 2006 года говорилось о том, что мы почти в три раза не добираем до нормы. И были даже заложены перспективные планы создания зеленых территорий. Но они не выполняются.
Например, случай на Суздалке. На публичные слушания выносится изменение проекта планировки территории, ограниченной ул. Ньютона, ул. Гоголя и Суздальским шоссе. Основной смысл изменения – вынести с территории микрорайона две размещенные в нем школы, а на их месте построить жилые дома. Школы же предлагают переместить за пределы микрорайона. Но там располагается огромный зеленый массив, который по Генплану города должен стать парком всего района Суздалки. Поэтому одновременно в проекте постановления говорится о необходимости изменения Генплана и ПЗЗ, и переименования этой территории из зоны городских парков, садов, скверов в зону образовательных учреждений для детей.
В районе проспекта Фрунзе, улиц Чернопрудной и Циолковского по действующему Генеральному плану города, так же как и по Генплану 2006 года, располагается жилой район с зеленой зоной, занимающей примерно четверть его территории. Разработан проект планировки этого района, в котором зеленая зона расположена в ином месте и занимает площадь лишь около пяти процентов территории района.
Таких примеров много. Под застройку отдана единственная предназначенная для размещения парка территория в жилом районе Коровники. Теперь в этом районе никогда не будет парка.
– Какие существующие парки оказались под ударом?
– Бутусовский парк как экосистема уже не существует, и с этим остается только смириться. Петропавловский парк выведен из списка особо охраняемых природных территорий. А когда-то это была жемчужина Ярославля. В парке рабочий сад, что на Перекопе, за два дня выкорчевали большую часть деревьев. Когда-то там были прекрасные серебристые ивы, часть площади огородили забором. Парк Дружбы, парк моторного завода – перечислять можно долго.
Площадь памятника природы – парка в пойме реки Которосли уменьшена со 195 га до 75 га. 120 га территории парка исключены и могут быть застроены и уже застраиваются: построены КЗЦ «Миллениум», гостиница SK-Royal.
В конце 2013 – начале 2014 годов средства массовой информации писали о многочисленных вырубленных деревьях на территории памятника природы – Павловского парка. Весной 2014 года огромное количество срубленных деревьев все еще лежали в парке.
– Помимо зеленых насаждений, какие еще экологические проблемы наиболее остро стоят в Ярославле и области?
– Вызывает опасения и ситуация с водными объектами. Например, сейчас судятся Заволгой жители поселка Маяковского, там пересыпали реку Урочь. Сначала – в 2005 году, когда делали автостоянку. Затем – в этом году, когда строили дорогу. Но вся водная поверхность, – это федеральная собственность, распоряжаться ей нельзя. Урочь – приток первого порядка, она впадает в Волгу. Кроме того, там уже давно существует крупный гаражный кооператив. И все масла и прочие отходы всегда сливались прямо на землю, из земли они, само собой, попадали в Урочь, а Урочь уже – в Волгу.
В деревне Пеньки Ярославского района, которая находится вблизи города, со стороны Кировского района, жители борются с застройщиками. Лет 20 назад сами жители высадили там деревья. Причем среди них есть некоторые, занесенные в Красную книгу. Сейчас эта территория отдана под стройку. Там уже установили строительный забор, срублена часть насаждений. Но, помимо прочего, это водоохранная зона, рядом протекает Которосль. У нее ширина водоохранной зоны – 50 метров. А там от воды до стройки нет и 30 метров.
– Какова в целом экологическая ситуация в Ярославле?
– В конце моего доклада был «Рейтинг устойчивого развития городов РФ», составленный агентством «Эс Джи Эм». При рейтинговании учитывались и экономические показатели, и социальные, и экологические. Для анализа были выбраны 170 тысяч человек с населением более 100 тысяч человек. Ярославль занял 97-е место. Рыбинск – 74-е.
Кроме того, существует государственный доклад о состоянии окружающей среды. Ярославль всегда находился где-то в середине. К счастью, в десятку самых загрязненных городов, Ярославль не попадает. Но и в число наиболее экологически благоприятных городов не входит.
– Что вы скажете о строительстве ЦБК в Вологодской области?
– Когда в июне проходили публичные слушания среди населения, мы ездили из Ярославля целой делегацией. Но нас так и не пустили. Как и многих других, тех, кто подписывался под петицией против строительства. И, конечно, результаты слушаний оказались положительными – большинство поддержало строительство комбината. Мы отправили письма президенту, главному прокурору и в министерство природных ресурсов с просьбой предотвратить это строительство. Пока ни одного внятного ответа нет. Но я думаю, что мы все же выстоим. Мне очень понравилось, что жители Вологодской области все хорошо понимают. Когда мы рассказали, что приехали из Ярославля, они ответили: «Ну что ж, мы будем дышать выхлопами, а вы – пить». Кстати, активисты уже подали иск с просьбой признать публичные слушания недействительными и сфальсифицированными.
Лидия Байкова родилась в Тутаеве. Когда ей было 13 лет, семья переехала на Сахалин. Там Лидия Ивановна окончила школу. Затем окончила Ленинградский государственный университет имени Жданова по специальности гидролог. После института работала гидрологом в Якутии и в Казахстане. Когда вернулась на родину, работала в гидрометеорологической службе Северной железной дороги. Более 20 лет возглавляет общественную экологическую организацию «Зеленая ветвь».