В Ярославле судят банду «черных риелторов». В Кировском районном суде началось рассмотрение уголовного дела в отношении двух мужчин и женщины. Их обвиняют в мошенничестве, совершенном организованной группой и в особо крупном размере.
По данным следствия, в результате преступных действий подозреваемых своих квартир лишились четверо ярославцев. Более того, два ветерана Великой Отечественной войны скончались в Ярославле после того, как их оставили без квартир.
«Две квартиры перешли в собственность подсудимых на основании договора дарения, одна квартира, где потерпевший являлся нанимателем по договору социального найма жилого помещения, была приватизирована в собственность обвиняемых, – цитирует государственного обвинителя Марину Данилову «НТМ». – Еще одна квартира стала собственностью подсудимых на основании договора купли-продажи, при этом какого-либо денежного вознаграждения или другого жилого помещения потерпевшим предоставлено не было».
Участники преступной группы знакомились с собственниками квартир. В основном это были пожилые, одинокие люди. Члены банды втирались в доверие и получали информацию об интересующей квартире.
Один из эпизодов уголовного дела – просто вопиющий. 92-летняя пенсионерка Анастасия Васильева жила в однокомнатной квартире в Брагино. Женщина страдала старческим слабоумием. Этим и воспользовались мошенники. Один из них представился пенсионерке племянником, и уговорил подписать договор дарения на квартиру. Взамен женщину переселили в Ярославский район к соседям-алкоголикам. Старушка умерла через несколько дней. Именно смерть ветерана Великой Отечественной войны стала поводом для проверки полиции. Впрочем, эта смерть – не единственная. Муж одной из потерпевших – тоже ветеран ВОВ – не выдержал стресса и скончался.
В Кировском суде состоялось первое заседание по этому уголовному делу. Свою вину трое подсудимых не признают и, как отмечают в прокуратуре, дают противоречивые показания.
В России недобросовестные риелторы появились в 90-х годах прошлого столетия, когда на рынке недвижимости произошли существенные перемены: введение приватизации жилья и отмена лицензирования агентств недвижимости. В результате рынок оказался практически бесконтрольным. Однако закона, регулирующего риелторскую деятельность, до сих пор нет.
«При существующих масштабах рынка мы сталкиваемся с ситуацией, когда практически каждый желающий может назвать себя риелтором, – считает исполнительный директор некоммерческого партнерства «Ярославский строительный альянс» Владимир Липанов. – Сегодня немалая часть сделок приходится на неорганизованный рынок. Такая ситуация, безусловно, создает колоссальные риски для населения и дополнительную нагрузку на правоохранительные органы, а также влечет за собой недополучение бюджетом огромных налоговых отчислений. Но федеральная власть говорит: «Нет». Они не хотят содержать штат сотрудников, которые будут заниматься нашим лицензированием. А проблема существующего законопроекта в том, что у нас в законе нет решения фундаментальных задач».
Добросовестные риелторы всеми способами пытаются защитить от «черных маклеров» свою профессиональную репутацию, однако это не так просто. Мошенники – потрясающие психологи. Разоблачить их, пока гром не грянет, не всегда удается.
«Сегодня составляются списки так называемых, «черных» риелторов, с которыми сотрудничать не рекомендуется, – говорит руководитель Ярославского отделения Ассоциации юристов России Станислав Волков. – Но бывает и так, что в хорошей компании работают отдельные недобросовестные люди. На мой взгляд, у каждого риелтора должна быть персональная ответственность, и, в случае его проступка, соответствующая информация должна быть опубликована».