В Ярославле у 83-летней пенсионерки вскоре после прививки от коронавируса развился редкий синдром Гийена-Барре, и она скончалась. Об этом рассказала ее дочка Анна Равенкова. Ее мама — Тамара Равенкова, умерла в отделении реанимации второй городской больницы 31 июля.
В ноябре-декабре прошлого года 82-летняя Тамара Равенкова переболела ковидом. У нее было поражено 60% легких. Спустя полгода женщина решила привиться — 25 июня пошла делать первую прививку от коронавируса в поликлинике № 1 по месту жительства. Там она заполнила бланк добровольного согласия и была принята терапевтом, которая выдала разрешение на первую дозу вакцины.
Ее дочь Анна Равенкова рассказала, как развивались события после вакцинации.
29 июня. Мама ощутила мурашки и онемение в нижней части ног, но не придала значения, подумав, что она их «отлежала» ночью. Далее онемение стало стремительно подниматься вверх по телу и в руки.
5 июля. У мамы отказали ноги, и она не могла самостоятельно совершать никаких движений. Была вызвана скорая помощь. Ее отвезли во вторую больницу на Суздальском шоссе, 39 для обследования на предмет инсульта. Там инсульта не обнаружили и отвезли в областную больницу для обследования на предмет инфаркта. Не обнаружив ни одного из этих заболеваний, парализованную маму отправили домой.
6 июля. Была вызвана невропатолог из частного центра Ярославля, так как в поликлинике невропатолог не ходит на вызовы. Частный невропатолог назначила электронейромиографию на 8 июля.
8 июля. После электронейромиографии маму увезли с диагнозом синдрома Гийена-Барре на скорой во 2-ю больницу, в 1-е неврологическое отделение, откуда ее 5 июля отправили парализованную домой.
Синдром Гийена-Барре, по данным ВОЗ, это редкое состояние, при котором иммунная система человека поражает собственные периферические нервы. При этом синдроме могут быть затронуты нервы, контролирующие движения мышц или передающие болевые, температурные и осязательные ощущения. Это может приводить к мышечной слабости и потере чувствительности в ногах и / или руках. Обычно симптомы длятся несколько недель, и большинство людей выздоравливают без каких-либо длительных, тяжелых неврологических осложнений. Синдрому Гийена-Барре нередко предшествует та или иная инфекция, которая может быть бактериальной или вирусной. Толчком к развитию синдрома Гийена-Барре также может послужить вакцинация или хирургическая операция.
10 июля. У мамы ухудшилось дыхание, и ее перевели в реанимационное отделение.
14 июля. Ей сделали первый плазмаферез и перевели в общую палату 1-го неврологического отделения. В реанимации, по словам мамы, ее никто не переворачивал, кроме трехразовой смены памперсов. В результате из реанимации она вышла с пролежнями на пятках. Далее была проведена серия плазмафереза и гимнастики. По словам и ощущениям мамы, никаких улучшений в ее состоянии не было. Дыхание ухудшалось. Родственники постоянно находились возле нее, чтобы сажать ее, переворачивать, менять положение, дать попить, так как в отделении этого не делают. Лечащий врач Наталья Сергеевна настаивала на выписке, несмотря на парализованность мамы и тяжелое дыхание, которое она объясняла лежачим состоянием и жидкостью в легких, и 20 июля сообщила о ее выписке, запланированной на 23 июля.
22 июля. Нам сообщили о возможности ее перевода в реабилитационное постковидное отделение в той же больнице. Для этого необходима была справка о том, что мама болела ковидом. Приехав в ее районную поликлинику № 1, я обратилась к участковому терапевту. Она сказала, что с таким поражением легких, как у мамы (60% поражения после ковида), вакцинироваться было нельзя.
23 июля. Я в последний раз видела маму в больнице, она очень тяжело дышала.
26 июля. Ее перевели в реабилитационное отделение той же больницы. Ее сатурация упала до 84, и все последующие дни она постоянно находилась под кислородом.
30 июля. Маму увезли в областную больницу на КТ легких.
31 июля. Она скончалась в реанимации.
— До прививки 25 июня мама самостоятельно передвигалась, обслуживала себя, ездила на дачу, — рассказала дочь женщины Анна. — Вся наша семья переживает тяжелое горе и чувство несправедливости.
«Является домыслом»
В департаменте здравоохранения Ярославской области сообщили, что знают о данном случае, но говорить о том, что женщина умерла именно из-за прививки, рано.
— По данному случаю работает иммунологическая комиссия. Выводы о том, что спровоцировало смерть пациентки, пока делать рано. Утверждение родственников, что причиной могло стать введение первого компонента вакцины «Спутник V», на данный момент является домыслом. Комиссия ждет получение патологоанатомического заключения. После изучения всех документов и обстоятельств будет вынесено экспертное заключение. С ними департамент здравоохранения и фармации и ознакомит средства массовой информации, — прокомментировали произошедшее в департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области.
Анна Равенкова собирается добиваться справедливости через Министерство здравоохранения России и Международную организацию здравоохранения в Женеве.
Непредсказуемые реакции после вакцинации
О тяжелых побочных эффектах после вакцинации говорят и врачи-инфекционисты. Однако пока на данный момент невозможно предсказать, у кого они могут развиться, а у кого нет, если явные противопоказания для прививки от коронавируса отсутствуют.
— Важно понимать, что «после вакцинации» далеко не всегда означает «вследствие вакцинации». Конечно, непредсказуемые реакции на вакцину возможны, индивидуальные особенности организма у всех различные, но это утверждение правомочно ко всем вакцинам. Вакцинация любой вакциной может пойти по непредсказуемому пути для организма, если нарушено главное правило вакцинации: нельзя прививаться во время острого заболевания либо обострения хронического, так как в этом случае неизвестно, как отреагирует организм человека на вакцинацию. В большинстве случаев вакцина будет просто неэффективна, — считает инфекционист из Ярославской областной инфекционной больницы Алексей Болхов.
Случаи, когда люди умерли после сделанной от коронавируса прививки, не единичны даже в Ярославле. В июле в Рыбинске после вакцинации в тот же день умер легкоатлет. Мы поговорили с инфекционистом из Ярославля Алексеем Болховым, он рассказал об иных тяжелых последствиях, которые могут быть после вакцинации.