12 ноября мэрия Ярославля утвердила проект планировки и межевания первого микрорайона Сокол во Фрунзенском районе. Согласно проекту, за спортивным комплексом «Локомотив» разрешили построить 23 здания, из которых 19 — высотные.
Скандальный проект застройки прошел через общественные обсуждения, но большинство отрицательных мнений жителей не учли при принятии решения. Теперь компания «Кромлех», которая разрабатывала проект, сможет его реализовать — ввести в эксплуатацию 80 тысяч кв. метров там, где сейчас лес.
Как застроят
По утвержденному плану, в микрорайоне можно построить 23 многоэтажных объекта, включая 16 семнадцатиэтажек. Население района вырастет на 12 с половиной тысяч жителей, которые присоединятся к пробкам в часы пик.
Кто это придумал
Проект планировки предложила архитектурно-планировочная мастерская «Кромлех», зарегистрированная в Ярославле в 2019 году на двух учредителей: Дениса Колоскова и Юрия Рясина. Официально в компании числится всего один сотрудник. Однако учредитель Юрий Рясин также владел строительной компанией «Кром-Строй». Впрочем, это не значит, что застраивать землю будут эти люди: как правило, проектировщики только разрабатывают вариант планировки района для заказчика — застройщика.
О мастерской «Кромлех» также известно, что она разрабатывала в 2017 году проект точечной застройки высотками 9–18 этажей рядом со спорткомплексом «Торпедо» на улице Чкалова (у дома 20б). На публичных слушаниях этот проект даже одобрили, но дома тут так и не построили.
Скандальное обсуждение
Оказалось, что полноценными участниками обсуждений масштабного проекта, который повлияет на весь район, могли стать жильцы только шести стоящих рядом с объектом жилых домов, а так же юридические лица.
Согласно постановлению по итогам обсуждений, только шесть участников смогли пройти «фильтр» и полноправно обсудить проект, получив статус «участник обсуждения». В то время как свои комментарии оставило более 70 человек. В постановлении говорится, что 3 участника обсуждений из 6 проголосовали за застройку, при этом 1 участник не посчитал нужным высказываться за или против и внес предложения по другому объекту на улице Лескова.
Всего статусов было два: комментатор и участник обсуждения. Первый выдавался всем, кто авторизовался на сервисе через социальные сети, а второй — только тем, кто подтвердил через загрузку фотографий паспорта и документов на недвижимость в границах проекта свои права. То есть тем, чье мнение в итоге будет учтено. Ранее мы рассказывали о том, что авторизацию на сайт мэрии оставили почему-то только для пользователей «Одноклассников».
В процессе выяснилась еще одна проблема: жители, обладающие правом быть участниками обсуждения, не смогли загрузить 4 страницы паспорта на сайт для подтверждения своей личности, сервис давал возможность загрузить только один файл. Пресс-служба мэрии ранее признавала технические ошибки, но так и не дала никаких пояснений об их исправлении.
Ранее мы собрали комментарии тех, кто смог зарегистрироваться в обсуждении в статусе «комментатор». Тогда положительные комментарии были похожи друг на друга, а негативных было гораздо больше.
Что говорили участники?
В опубликованном постановлении мэрия публикует мнения за и против, а также комментарии организатора обсуждений. Примечательно, что все предложения против застройки мэрия как организатор отклонила. Причины приведем ниже.
Мнения за
Ирина Л. от 12.10.2021:
— Проект поддерживаю. Учтено строительство дорог, предусмотрены зоны для прогулок, элементы инфраструктуры.
ИП Тарасов С. А. от 08.10.2021:
— Поддерживаю вышеуказанный проект и полагаю возможным для утверждения и реализации.
ООО «РУСБИЗНЕСИНВЕСТ» от 12.10.2021
— Поддерживаю проект. Проектом предусмотрены элементы инфраструктуры, дороги, размещение школ и детских садов, что благоприятно влияет на комфортную сферу проживания жителей микрорайона.
Мнения против
Антон В. выступил против данного проекта застройки микрорайона, говорил о недостаточном развитии транспортной инфраструктуры и добавил предложение о необходимости сохранения зеленых насаждений вдоль железнодорожной линии.
Татьяна Ш. выступила против проекта, предложив сначала увеличить количество медицинских учреждений, а также реализовать проезд около улицы Лескова.
Нейтральные мнения
Елена П. выступила с предложением о необходимости организации выезда на ул. Лескова или ул. Дядьковскую для жителей жилого комплекса, построенного ГК «ПИК».
Участники обсуждений также предложили построить новую больницу в микрорайоне, а также разобраться с выездом на проспект Фрунзе для жителей дома по улице Лескова. Кроме того, были замечания по поводу неучтенной транспортной нагрузки и сохранения деревьев около железнодорожных путей.
В мэрии не согласились, что новая больница в микрорайоне нужна, да и на остальные замечания нашлись ответы:
— Замечания не принимаются. Развитие транспортной инфраструктуры предусмотрено строительством Карабулинской развязки силами федерального бюджета. В санитарно-защитной зоне от железной дороги запланировано размещение гаражей в соответствии с нормативами градостроительного проектирования. Объекты медицинских организаций регионального значения находятся не более чем в 1 км друг от друга, что соответствует нормативам, — сообщает мэрия.
В итоге 27 октября было подготовлено заключение по результатам общественных обсуждений. В нём утверждается: жителям города была обеспечена возможность участия в обсуждении проекта.
Что дальше
Планирование территории — важный этап перед застройкой. Фактически, это закрепление того, что можно строить на определенном участке земли. Нередко непродуманный проект приводит к хаосу, который начался на Суздалке. Десять лет назад мэрия там приняла такой проект планировки по предложению частного бизнесмена, что сотни жителей частного сектора на Суздальском шоссе, улицах Гоголя и Ньютона вмиг стали вне закона. А всю землю отдали под застройку 17–25-этажными домами. Высотки стали хаотично строить среди частного сектора, что привело к скандалам между соседями, проблемам с продажей земли в частном секторе, коммунальным авариям. В итоге ярославцы отстояли свое право жить в частных домах, властям пришлось пойти на уступки.