До Ярославля докатилась волна бензинового кризиса. На заправках выстраиваются очереди. Цены на топливо превысили февральский уровень, когда премьер Путин приказал снизить цены.
Рост цен на бензин ярославцы ощутили еще в конце прошлой недели, но проблем с наличием топлива не ощущалось. Первые симптомы, указывающие на дефицит, появились в первый после праздника рабочий день.
«Я вчера опаздывала на встречу с партнерами из Москвы, и так совпало, что у меня в машине заканчивался бензин, – говорит ярославна Любовь Орлова. – Я помчалась на заправку на Малой Пролетарской, – там нет бензина, метнулась к «Карусели» – и там нет, ни с той, ни с другой стороны. В итоге на четвертой заправке, на Мышкинском, мне все же повезло, правда, в очереди 30 минут простояла. Сегодня ехала из Ярославля в Переславль: бензин есть, очередей не видела, но цены взлетели – 92-й почти на два рубля подорожал. Что с нашей нефтяной сверхдержавой происходит?».
По мнению экспертов, в росте цен на топливо и его дефиците виновато стремление Правительства снизить цены. В феврале премьер-министр Владимир Путин после скачка цен на топливо выступил с требованием понизить цены, и цены упали примерно на рубль. В итоге производителям стало выгоднее продавать бензин за границу. Соответственно экспорт бензина в первом квартале этого года вырос в полтора раза за счет внутренних поставок. Ситуацию усугубило начало посевной компании и одновременный ремонт нескольких российских НПЗ, в том числе и ярославского. Чтобы остановить поток бензина за кордон, федеральный центр повысил экспортные пошлины. А затем власти и вовсе договорились с представителями нефтянки остановить вывоз топлива в обмен на разрешение повысить цены на пять процентов.
«Обычно в нефтедобывающих странах стоимость бензина формируют цены на нефть и ее переработку, а у нас помимо этого еще непомерные налоги и акцизы, – говорит экономист Ирина Кострова. – Например, более двадцати процентов стоимости бензина составляет налог на добычу природных ископаемых. В формуле его расчета заложен курс рубля относительно доллара и стоимости нефти на мировом рынке. Соответственно, с увеличением мировых цен на нефть и укреплением рубля растет цена на бензин. Так государство само провоцирует то, с чем борется. Административными ограничениями не обуздать экономически обоснованного роста цен. Очевидно, что рынок топлива просто не выдержал государственного регулирования, что и породило дефицит».
Модернизация в нашей стране еще только в проекте, а выборы грядут уже вот-вот. И государство должно и социальные обязательства выполнять, и инфляцию сдерживать, а значит, и укреплять рубль в ущерб отечественным производителям. Вот и приходится пополнять бюджет страны привычным, проверенным способом – «доить» нефтянку. И при этом покрикивать на «нефтяных» олигархов, чтоб слишком цены не задирали. Как нельзя быть немножко беременным, так и экономика не может быть немножко рыночной. А задачей любого рыночного игрока является получение прибыли. И чем больше, тем лучше. А о том, что все будет, но дефицит останется, пусть думает государство.