На базе стрелковой команды филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северной железной дороги на ст. Ярославль-Главный состоялось совещание-презентация автоматизированной системы контроля нефтепродуктов (АСКН) в железнодорожных цистернах. Под охраной ФГП ВО ЖДТ России находится 57 наименований грузов, но больше внимания приходится уделять нефтепродуктам - это наиболее притягательный объект для воровства. Например, на перевозимые нефтепродукты приходится более 50% всех краж. Причем «болезнь» прогрессирует: в этом году число хищений нефтепродуктов увеличилось в четыре раза, а общая сумма предъявленных ведомственной охране исков выросла в девять раз.
Разработку Автоматизированной системы контроля нефтепродуктов (АСКН) в железнодорожных цистернах ФГП ВО ЖДТ России поручила ООО НПФ «Нефтехимавтоматика». На подготовку и запуск пилотного проекта было затрачено 8 месяцев. Его реализация осуществлялась в трех подразделениях Московской железной дороги и в стрелковой команде ст. Ярославль–Главный (Сжд).
Как сообщили корреспонденту Regions.Ru в пресс-службе ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», главная задача, которую будет решать АСКН - предоставление в автоматическом режиме объективной информации о состоянии и целостности груза на всем протяжении маршрута. В любой момент можно будет проверить, что находится в данной цистерне и какова масса содержимого. Измерения производят на каждой станции следования с помощью системы, состоящей из АРМ стрелковой команды, портативного переносного ультразвукового уровнемера, АРМ руководителя филиалов и АРМ центрального руководителя ФГП ВО ЖДТ России.
Эта система способна определить температуру, оценить плотность и уровень с точностью до миллиметра, а также вычислить массу нефтепродукта в цистерне. Достаточно только приставить преобразователь ко дну вагона-цистерны и произвести действия по вычислению уровня и температуры нефтепродукта в цистерне. Полученные данные обрабатываются и выдаются в виде отчетов на уровне филиалов и ФГП ВО ЖДТ России.
Результаты измерений в зашифрованном виде переносятся на специализированный компьютер в стрелковой команде, оттуда - автоматически отправляются в отряд, филиал, и так до Москвы.
Если система АСКН свидетельствует о расхождении - в цистерне находится не бензин или масса нефтепродукта не соответствует должному, то на уровне ФГП ВО ЖДТ России АРМ руководителя сигнализирует о «нештатной ситуации».
Как отметил Владимир Зубарев, до сих пор ведомственная охрана работала, как в «темной комнате» - приходит вагон, запорно-пломбирующее устройство в порядке, а груза нет. Где похитили? Неизвестно.
АСКН позволит точно локализовать хищение и оперативно провести розыскные мероприятия. Система контроля нефтепродуктов будет поэтапно вводится на всех 17 филиалах ведомственной охраны. К 2007 году эта работа будет завершена.