RU76
Погода

Сейчас0°C

Сейчас в Ярославле

Погода

переменная облачность, без осадков

ощущается как -6

0 м/c,

748мм 69%
Подробнее
USD 91,82
EUR 98,95
Криминал интервью 15 лет насиловал женщин: криминалист из Ярославля рассказал, как расследуют дела прошлых лет

15 лет насиловал женщин: криминалист из Ярославля рассказал, как расследуют дела прошлых лет

Почему насильников и убийц порой не могут найти годами

Как расследуют дела прошлых лет? Об этом рассказал следователь-криминалист

Ярославскую область потряс резонансный арест ученого-гидролога из поселка Борок 49-летнего Александра Цветкова. Мужчину задержали в Москве по обвинению в серии убийств 20-летней давности, недавно его перевели в СИЗО «Матросская Тишина». Родные и коллеги Александра уверены в его невиновности и считают, что следователи допустили ошибку.

Как расследуют дела прошлых лет? На что опираются правоохранители, разбирая так называемые «глухари»? Поговорили об этом со старшим следователем-криминалистом отдела криминалистики следственного управления Следственного комитета России по Ярославской области, полковником юстиции Михаилом Назаровым.

— Обычный человек слабо представляет, как устроена работа следователя. Однако на сайте Следственного комитета периодически появляются новости о том, что удалось найти причастных к преступлениям 10, 15, а то и 20-летней давности. Как следователям спустя столько лет удается сопоставить события такой давности и найти ниточки, ведущие к преступнику?

— Следственный комитет уделяет повышенное внимание делам прошлых лет. Работа ведомства в данном направлении ведется непрерывно. В ней задействованы специализированные межведомственные аналитические группы, подразделения следственных органов по расследованию таких преступлений. Зачастую в 90% процентах случаях работа по делам прошлых лет ведется следователями-криминалистами. У нас создана аналитическая группа, мы изучаем дела данной категории, в определенной степени имеющие перспективу раскрытия. Помимо свидетельских показаний, когда расследуется дело, назначаются экспертизы по изъятым объектам, допрашиваются люди, выдвигаются версии, по ним осуществляется работа. Каждое приостановленное дело в той или иной степени недоработано. Поэтому по любому приостановленному делу можно расследование вести просто бесконечно. Допрашивать людей, проверять версии.

— На чем строится эта работа? На свидетельских показаниях? Может быть, вести расследование помогают новые технологии?

— Сам для себя я выделяю три способа раскрытия преступлений прошлых лет. Первый — следственный. То есть изучаются уголовные дела, рассматриваются версии, которые были не отработаны. Мы возобновляем расследование или даем поручение оперативным сотрудникам, чтобы они установили личность человека. Его допросят, при необходимости проведут исследования с использованием полиграфа. И те сведения, которые он излагал на первоначальном этапе, в дальнейшем проверяют. Например, он может указывать на одного человека, этот человек укажет на другого, третьего. Эта цепочка может до бесконечности продолжаться. И в конечном итоге мы выходим на кого-то еще.

Второй способ — оперативный. Оперативные сотрудники при приостановлении уголовного дела по нашему поручению продолжают свою работу. Информация может быть получена во время работы по иному делу. Допустим, преступника поймали за одно преступление, а оказалось, что он причастен и к другому.

Три трупа в квартире

— А есть примеры таких историй?

— Слышали историю про обнаружение трех тел мужчин в одной из квартир в Рыбинске в апреле текущего года? Это не относится к категории дел прошлых лет, но является примером именно оперативного способа раскрытия преступлений. Сотрудники полиции осуществляли оперативно-разыскные мероприятия по сообщению о краже из дачного дома. К совершению данного преступления был причастен один из подозреваемых, в отношении второго проводились необходимые оперативные мероприятия. Пока эти мероприятия проводили, преступники разговаривали, разговаривали, а потом такие: «Нас полицейские спрашивают про кражу, а там три тела в квартире лежат». В итоге оказалось, что один из подозреваемых, который, как было установлено, причастен к совершению кражи, был причастен и к причинению смерти этим лицам. Так работает оперативный способ: проведение оперативно-разыскных мероприятий по конкретному делу, проверка версий без участия следователя либо работа по другому уголовному делу, где может появиться какая-либо значимая информация для ее дальнейшей реализации.

Третий способ — экспертный. В рамках уголовного дела при осмотре места происшествия и проведении других необходимых следственных действий мы изымаем объекты, предметы, которые направляем на экспертные исследования.

Там, допустим, устанавливают неидентифицированные следы рук, которые на момент приостановления уголовного дела вносят в базу МВД. Они проверяются, и возможно, что человек, который совершил преступление или был на месте преступления, мог оставить следы пальцев рук, если по-простому — отпечатки пальцев. Следы пальцев рук проверяются, и потом они «выстреливают». Мы устанавливаем либо причастного человека, либо очевидца, обладающего какой-либо информацией.

Помимо следов пальцев рук, также используется генетический материал. С места изымается кровь, эпителиальные клетки, слюна, семенная жидкость. Там мы можем выявить генотип, в том числе преступника. Например, на ноже помимо крови потерпевшего на рукояти могут быть оставлены эпителиальные клетки. По эпителиальным клеткам мы устанавливаем генотип лица. Следователь изымает нож, назначает молекулярно-генетическую экспертизу, которую у нас проводит бюро судебно-медицинской экспертизы и ЭКЦ МВД. В ЭКЦ УМВД РФ по ЯО ведется база данных геномной информации. База содержит сведения о генотипах конкретных лиц, а также ведется база установленных генотипов с объектов, изымаемых в ходе следственных действий. Это все сопоставляется. По этой базе даже можно установить родственника. Допустим, кто-то давал свой биологический материал, установили генотип.

— Звучит сложно.

— Приведу пример для наглядности. Расследовалось многоэпизодное уголовное дело: серия убийств пенсионерок, которая длилась 8–10 лет в Приволжском и Уральском федеральных округах. Была создана аналитическая группа по расследованию этого уголовного дела. Проверяли достаточно большое количество лиц, возможно, причастных к совершению преступления. Подозреваемый был запечатлен на видеозаписях, но установить его личность не представлялось возможным. И следователь-криминалист центрального аппарата выехал в Казань, где была собрана группа, предложил проверить генотипы родственников, занесенные в базу данных. И генотип «выстрелил». И оказалось, что мать преступника в свое время объявляла его в розыск как «потеряшку», то есть как пропавшего без вести. И в ходе проверки указанного сообщения у матери был получен ее биологический материал.

В дальнейшем при проверке генотипов, которые были выявлены на объектах при проведении следственных действий на местах происшествий, было установлено совпадение с генотипом сына этой женщины, сдававшей биологический материал. Таким образом, это преступление было раскрыто. Но это уголовное дело до сих пор расследуется, там значительное количество эпизодов.

— Не мешает ли раскрытие преступлений многолетней давности расследовать действующие дела? У следователей и так большая загрузка, и ни для кого не секрет, что часто приходится перерабатывать.

— Да, нагрузка большая. Но расследование преступлений прошлых лет является приоритетным направлением, поэтому стараемся успевать работать и там, и там. Наша обязанность раскрывать и преступления прошлых лет, и совершенные в настоящее время. Уголовные дела, относящиеся к категории прошлых лет, необходимо тщательно изучать, анализировать, объемы, конечно, большие. При раскрытии преступлений прошлых лет также важен опыт следственной работы, в этом нам помогает ветеран следственных органов — Владимир Милеевич Румянцев, он является членом существующей у нас в следственном управлении региональной общественной организации «Союз ветеранов следствия». В свое время он занимал должность начальника отдела по расследованию особо важных дел прокуратуры области. Еще до того, как следствие было выделено из прокуратуры в 2007 году.

Владимир Милеевич — серьезный аналитик, благодаря его работе раскрыто много уголовных дел прошлых лет. На заседании аналитической группы, где собираются сотрудники следственного управления и полиции, он всегда присутствует для обсуждения намеченных задач, принимается коллегиальное решение, в каком направлении необходимо работать.

15 лет насиловал женщин

— Какие преступления прошлых лет были раскрыты в Ярославской области? Может, какое-то резонансное убийство, изнасилование? Как удалось выйти на подозреваемых? Есть ли те, что до сих пор остаются нераскрытыми? Какие, например?

— В региональном следственном управлении приостановленных уголовных дел достаточное количество, но необходимо понимать, что это уголовные дела за многие годы. Вот, например, убийство, которое было совершено в 1972 году. У нас каждый год есть положительные примеры раскрытия преступлений категории прошлых лет. В текущем году также есть показатели.

Завершено расследование уголовного дела по факту убийства, которое было совершено в 2007 году в Угличском районе. Потерпевшего звали Гагарин Юрий Алексеевич, представляете? Полный тезка. Здесь не могу сказать, что это целиком наша заслуга. Данное преступление было раскрыто благодаря надлежащему криминалистическому сопровождению со стороны главного управления криминалистики СК России, а также благодаря грамотно спланированной совместной работе с оперативными сотрудниками ГУУР МВД России. В ходе расследования другого дела установлена причастность двух лиц. Они были обнаружены, дело расследовано и направлено в суд для рассмотрения по существу. В настоящий момент уже вынесен приговор суда, подсудимые признаны виновными в совершении преступлений, им назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

— А были раскрыты серии нападений?

— В 2020 году в суд направлено уголовное дело о совершении серии изнасилований и насильственных действий сексуального характера, в тот момент уголовное дело было направлено по 8 фактам нападений, то есть в действиях преступника было 17 составов преступлений.

Подозреваемый совершал преступления на территории Ярославля и еще одного города в регионе. Первое преступление, которое он совершил, пришлось на середину двухтысячных, а в 2019-м был совершен последний эпизод в Дзержинском районе. Мы уже понимали, что это один и тот же человек, поскольку он оставил свои биологические образцы. Еще по четырем приостановленным делам образцы совпали, мы также поняли, что это он.

Поскольку проводился комплекс необходимых следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по данным уголовным делам, у членов аналитической группы были косвенные доказательства причастности лица к совершению преступлений, одна из зацепок: человек ездит из этого города в Ярославль, изначально он в нем жил, потом переехал в Ярославль. В связи с чем мы отрабатывали всех лиц, которые имели связь с Ярославлем и данным городом. При проверке лиц преступник был установлен. Мы задержали его, расследовали уголовное дело и направили его в суд. После было выявлено еще 6 аналогичных преступлений, которые также расследовались и в настоящий момент уголовные дела направлены в суд для рассмотрения по существу.

— Почему же его не удалось поймать раньше?

— Работа велась, но по 10 преступлениям не было биологических следов. С 2013–2014 годов мы понимали, что преступления совершает одно и то же лицо, по схожему описанию преступника и характеру его действий. По ряду преступлений биологические следы были. Вы себе представьте — в области миллион сто тысяч населения, грубо говоря, более 500 тысяч человек — мужчины, и 100–200 тысяч из них подходят по возрастным критериям. Физически невозможно взять биологические образцы у всех. По определенным признакам и критериям отсеивали. Притом не было четкого понимания: приезжий он или нет. Одна из версий: он мог наездом приезжать и совершать преступления, например, быть военным и проходить службу, а потом переехать из Ярославской области. Благодаря проведению большого комплекса следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, из них: получение у большого количества интересующих лиц биологического материала, отработка версий, проверка лиц на причастность к совершению преступлений, в том числе с полиграфом, и конечно, тяжелому кропотливому труду — удалось раскрыть данное преступление.

— Вы говорили, что в Ярославской области остались нераскрытыми некоторые дела. Расскажете хотя бы об одном из них?

— Про нераскрытые дела рассказывать неинтересно.

— Сколько времени вообще должно пройти, чтобы преступление получило приставку «прошлых лет»?

— Под преступлением прошлых лет принято понимать нераскрытые преступления текущего года, то есть до 31 декабря, и уголовные дела предыдущих лет, а также дела, по которым приостановлено производство в связи с отсутствием подозреваемого или обвиняемого, розыском обвиняемого, который скрывается от уголовного преследования, а также при необнаружении, при безвестном исчезновении личности.

Убийство в машине

— Раскрытием какого дела вы гордитесь? О каком нераскрытом сожалеете?

— Термин «горжусь» здесь неприменим. Но есть дела, которые остаются в памяти на долгое время. Например, уголовное дело 2005 года. Мужчина едет домой, теряется, до дома не доезжает. Его супруга заявляет о его безвестном исчезновении. В рамках проведения поисковых и иных разыскных мероприятий машину этого мужчины находят перед мостом к моторному заводу, рядом обнаружили какие-то вещи. Часть вещей обнаружили в Заволжском районе, ближе к Резинотехнике: коврики какие-то, чехлы и одежду. И уже позже в Заволжском районе нашли тело с признаками насильственной смерти. Уголовное дело расследовали в органах прокуратуры, потом оно было приостановлено. В дальнейшем при изучении дела стало понятно, что жена погибшего давала показания о том, что среди вещей, которые были обнаружены при проведении следственных действий, джинсы со следами крови — не принадлежат потерпевшему. И мы понимаем, что преступление было совершено в машине, там кровь, и, видимо, подозреваемый переоделся и оставил там свои джинсовые брюки.

Было установлено, что кровь принадлежит потерпевшему, но эти джинсы были не его. Эти события уже происходили в 2012–2013 годах, я назначил экспертизу в Главное управление криминалистики (в настоящий момент такие экспертизы назначаются в Судебно-экспертный центр СК России, который был создан в 2020 год на базе существующих экспертно-криминалистических подразделений СК России). В ходе экспертного исследования в местах наибольшей концентрации пота (на сгибах, перегибах, под коленками, в паховой области) на джинсовых брюках были обнаружены эпителиальные клетки и выделен генотип человека, который носил эти брюки. Генотип был поставлен на учете в базу (ФБДГИ) и автоматически проверялся — и через некоторое время «выстрелил» — совпал с конкретным лицом. В России существует Федеральный закон «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации». Данный закон закрепляет нормы, при которых определенная категория лиц должна сдавать свой биологический материал для установления генотипа. Под этот закон подпадают лица, осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. Возвращаясь к нашему рассказу, подозреваемый был ранее осужден за убийство, в рамках этого федерального закона от него были получены биологические объекты, установлен генотип и внесен в соответствующую базу. После этого мы вышли на него, в ходе допроса выяснили все детали расследуемого преступления: мелкий конфликт в машине, помимо них там еще третий человек был, грубо говоря, кто-то кого-то обозвал, а это было не по понятиям, так скажем. Вот так всё и вышло. В итоге преступление было расследовано.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем