В интернете появилась видеореконструкция авиакатастрофы в Туношне, в которой в 2011 году погибли тренеры и хоккеисты ярославской команды «Локомотив». В ней нет никаких новых данных, которые бы не были озвучены раньше, но в ролике наглядно показано, как в тот момент все происходило.
— Данные об авиакатастрофе я собирал очень просто — открыл сайт Межгосударственного авиационного комитета (МАК), а на нем открыл отчет, — рассказал порталу 76.RU автор канала Air Crash Investigation Игорь Зырянов. — Ребята из моей команды помогают мне со звуком, монтажом видео, пилотажем. Роль пилотов исполнили мои друзья, а самолет — это тренажер в учебно-тренировочном центре «Быково». Настоящие пилоты с этого тренажера отказались участвовать в реконструкции.
Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета, ошибкой пилотов стало непроизвольное нажатие на тормозные педали. Все остальные версии причин крушения ЯК-42, по мнению суда, не нашли своего подтверждения. В том числе и версия о неправильной центровке груза. Если верить материалам дела, события разворачивались следующим образом. 7 сентября 2011 года во время вылета самолета ЯК-42 из аэропорта Ярославль в Туношне капитан воздушного судна и второй пилот, нарушив требования безопасности, привели самолет к тому, что он перешел в режим сваливания. Затем самолет столкнулся с антенной радиомаяка, а через 120 метров произошло приземление с левым креном. В результате серьезные повреждения получило левое крыло, произошла утечки керосина и возник пожар. Еще через несколько минут самолет был полностью разрушен. Именно эти события детально отображены в реконструкции.
Автор реконструкции Игорь Зырянов работает руководителем отдела производства программ на радио «Комсомольская правда», поэтому он тщательно подошел к звуку. Также у мужчины есть личный авиационный опыт, он — парапланерист.
— Но особенно больших знаний авиации для создания реконструкции не требуется, достаточно просто точно воссоздать отчет МАК, — уточнил Игорь. — Надо лишь выделить самое необходимое.
На канале Air Crash Investigation уже есть реконструкции многих авиакатастроф. Автор проекта изначально не собирался делать ролик про трагедию в Туношне, но, говорит, зрители канала часто просили сделать это.
— По результатам каждой катастрофы я делаю какие-то выводы, переношу эти выводы и на свою текущую производственную и летную деятельность, — сказал Игорь Зырянов. — Здесь была общая расслабленность экипажа плюс общее «советское» попустительство и расхлябанность, вот и результат.
Вы верите в официальную версию причин авиакатастрофы в Туношне?
Напомним, в 2011 году в авиакатастрофе погибли 44 человека — 36 пассажиров и 8 членов экипажа Як-42. Выжил лишь один человек — бортинженер Александр Сизов. По официальной версии следствия, самолет разбился из-за ошибки экипажа. По этой версии, самолет начал разгон не с начала взлетной полосы. Не успев набрать нужную скорость, резко взял вверх, не потянув такого угла подъема, накренился и рухнул на землю. Единственным виновным в случившемся суд признал бывшего замдиректора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева, который отвечал за подготовку и обучение экипажей в компании. Тогда суд установил, что эта работа велась с нарушениями. В 2015 году Тимофеева приговорили к пяти годам заключения, но по амнистии выпустили прямо из зала суда (вся история судебного процесса). В виновность Тимофеева родители погибших не верили.