Реставратора не допустили до конкурса на ремонт памятников культуры из-за якобы «просроченной» лицензии. На самом же деле правила лицензирования изменились. Антимонопольщики уверены, что пробелы в законодательстве о лицензировании деятельности могут привести к тому, что количество предпринимателей, которые будут обращаться в соответствующие органы с жалобами и требованием пересмотра заявок, значительно возрастет.
Несколько лет назад реставраторы возмущались тем, что отсутствовало финансирование, и в результате памятники культуры были в ужасном состоянии. Казалось бы, сейчас деньги выделяются, но ситуация ненамного лучше. Теперь проблема в другом – несовершенстве законодательства. Среди реставрационных фирм должен проводиться конкурс. И выиграть его могут все, у кого есть лицензия. Накануне в Ярославской области по этому поводу вспыхнул скандал.
ООО «Тауэр XXI» пожаловалось в управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области. Компанию неожиданно не допустили к участию в конкурсе на право заключения контракта на выполнение ремонта и реставрации памятников истории и культуры «Особняк городской» и «Дом жилой». Единая комиссия муниципального заказчика, Ростовская центральная районная больница и администрация Ростовского муниципального района, указала причину отказа в допуске – «просроченная» лицензия.
Антимонопольщики установили, что в связи с изменениями в законодательстве о лицензировании отдельных видов деятельности, организации-реставраторы обязаны переоформлять ранее выданные «лицензии на реставрацию объекта» на «лицензии по сохранению объекта». Смысл поправки в том, что с конца прошлого года требуют лицензирования теперь не просто реставрационные работы, а все работы по сохранению объекта культурного наследия, включая противоаварийные и прочие. Однако на законодательном уровне процедура переоформления лицензий еще не установлена. Именно по этой причине ООО «Тауэр XXI» не смогло переоформить спорный документ.
По результатам рассмотрения жалобы Ярославское УФАС России предписало Единой комиссии пересмотреть заявки на участие в конкурсе.
«Пробел в законодательстве о лицензировании деятельности может привести к тому, что количество предпринимателей, которые будут обращаться в соответствующие органы за защитой, значительно возрастет», – комментирует заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Сергей Балабаев.
Собственно, поправки и принимались для того, чтобы защитить памятники от непрофессиональных реставраторов. Кроме того, планируется, что получение лицензирования будет «завязано» на аттестации, а в конкурсах на проведение реставрационных работ могут принимать участие только те компании, у которых есть соответствующие лицензии.
«Мы воссоздаем комиссию, которая будет аттестовывать экспертов, – заявлял на радио «Голос России» заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлев. – Реставраторов, тех людей, кто подходит к памятнику с кистью, мастерком, кирпичом, металлом – с чем угодно, нужно аттестовывать, потому что мы должны сформировать качественную армию реставраторов. Мы должны ужесточить систему лицензирования самих организаций. Невозможно проводить работы, не имея профессиональной подготовки достаточного количества специалистов. Мы очень надеемся провести эту работу в ближайшее время, мы должны в ближайшие полгода сделать все эти инструменты действующими, эффективными».
В результате процедуры нет, а «устаревшие» лицензии заказчиков не интересуют. Одна из причин введения новшеств – фальсификации результатов конкурсных процедур.
«Должна быть аттестация, это правильно, – считает художник-реставратор Вероника Ларченко. – Тем более раньше была такая процедура. Но к чему «бежать впереди паровоза»? Вопрос об аттестации реставраторов напрямую связан с получением лицензий. А с лицензиями пока нет никакого четкого механизма. А некоторые заказчики требуют обновленных лицензий. Замкнутый круг».
А между тем, по словам замминистра, согласно закону о лицензировании, теперь министерство культуры может проводить проверки.