Мама избитого в ярославском баре стоматолога из Подмосковья Валентина Котлярова рассказала, как сейчас живет ее сын. И заодно пожаловалась на несправедливое, по ее мнению, решение суда.
Напомним, речь идет об истории, которая произошла 7 января 2021 года в ярославском «Ё-баре». Студент ярославского военного училища Сафариен Зиератшохи толкнул стоматолога Валентина Котлярова. Тот упал и ударился головой об пол. В итоге Валентин получил перелом основания черепа. Врачам удалось его спасти, но до сих пор здоровье Валентина не восстановлено. Сафариена Зиератшохи мировой суд признал виновным по статье 118 УК РФ «Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности». В качестве наказания ему назначили 40 тысяч рублей штрафа. Обе стороны процесса пытались оспорить это решение. Адвокат Сафариена Зиератшохи просил вообще оправдать своего подзащитного, так как, по его мнению, Сафариен толкнул Валентина в качестве самозащиты. А адвокат стоматолога убежден, что действия курсанта нужно расценивать не как причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, а как умышленное причинение вреда (это статья 111 УК РФ, в качестве наказания по которой предусмотрено лишение свободы на срок до 12 лет). Однако буквально на днях Кировский районный суд вынес свое постановление, оставив решение мирового суда без изменений.
«Больно читать, что пишут о сыне»
— Мне больно читать всё, что пишут о моем сыне. СМИ ссылаются на постановление Кировского районного суда Ярославля. Но оно не соответствует действительности, — утверждает Ольга Котлярова. — В нем говорится, что сыну перед его падением не наносился удар в лицо. Это якобы подтверждено медицинской документацией и заключением судебно-медицинского эксперта: «На мягких тканях лица не зафиксировано каких-либо телесных повреждений, которые свидетельствовали бы о нанесении такого удара». На самом деле судмедэксперт сообщал, что не может определить, от удара в голову или удара об пол была получена травма.
Выдержка из постановления Кировского районного суда Ярославля: «Вывод о том, что потерпевшему перед его падением не наносился удар в область лица, нашел свое объективное отражение в медицинской документации и заключении судебно-медицинского эксперта: на мягких тканях лица не зафиксировано каких-либо телесных повреждений, которые свидетельствовали бы о нанесении такого удара. На момент осмотра потерпевшего при поступлении в лечебное учреждение 7 января 2021 года в 3 часа 15 минут в медицинской карте указано: "Кровоподтеков вокруг глаз нет…" Только по состоянию на 13 января 2021 года окулистом выявлено: "справа — локальный синеватый кровоподтек верхнего века…" Установленные судебно-медицинским экспертом кровоподтек на верхнем веке правого глаза и точечное кровоизлияние на белочной оболочке правого глаза прямо на физическое воздействие на область данных повреждений не указывают. Эти повреждения не характерны для ударных воздействий (отсутствуют соответствующие осаднения и кровоподтеки на выступающих частях лица). Их происхождение, согласно показаниям судебно-медицинского эксперта, возможно в результате развития субдуральной и субарахноидальной гематом головного мозга».
В предоставленных мамой пострадавшего материалах дела дословно говорится, что «данная травма могла возникнуть от воздействия тупого твердого предмета. Ответить на вопросы о количестве травматического воздействия и на вопрос № 6 настоящего постановления (он содержится на другой странице судебного дела и звучит как "могли ли образоваться данные телесные повреждения при падении с высоты собственного роста?". — Прим. ред.) на основании данных представленной медицинской документации и обстоятельств случая, указанных в настоящем постановлении, не представляется возможным».
Более того, Ольга Котлярова говорит, что правоохранители, расследовавшие случай, выдвигали версию, что первым Сафариена ударил ее сын, а Сафариен толкнул его, чтобы избежать повторного удара.
— На черно-белом видео из бара видно, что мой сын подходит к Сафариену, касается его плеча, чтобы обратить на себя внимание, так как Сафариен стоял к нему спиной. Также понятно, что Валентин не замахивался на него. А на цветном видео видно, что Сафариен наносит моему сыну удар в скулу, — говорит Ольга Валентиновна.
«Ему сломали жизнь»
Мама пострадавшего не собирается сдаваться в своей борьбе за справедливость. Ведь того, что им пришлось пережить с сыном, не пожелаешь никому.
— Моему сыну сейчас 33 года. Они сломали ему жизнь. Сын никогда не был конфликтным. Он один автостопом проехал всю Азию и Центральную Америку. У него нигде не было конфликтов, Он много путешествовал, занимался дайвингом, изучал языки. Человек всё время учился. 10 лет отпахал зубным техником, отслужил в армии. В последнее время работал на Камчатке. В Новый год приехал ко мне, а на Рождество, 6–7 января, поехал погулять с друзьями в Ярославль. Зашли в бар, где всё и произошло, — рассказала мама Валентина.
После происшествия Валентин провел в больнице почти три месяца. Выписали его только 30 марта. Мама всё время была рядом с ним.
— Изначально у него были нарушены все двигательные функции. Он не мог сам поворачиваться и даже глотать. Я перемалывала ему блендером еду и кормила через трубочку, — вспоминает Ольга Валентиновна.
«Помнит всё, кроме этого момента»
После того как Валентина выписали, началась длительная реабилитация. Часть процедур женщина оплачивала из собственного кармана. В целом, по словам Ольги Котляровой, на лечение, поездки в суд и прочие расходы было потрачено уже около полумиллиона рублей. Пенсии Валентина, которому поставили первую группу инвалидности, и пенсии его мамы на всё это не хватало. Женщина была вынуждена выйти на работу.
Сейчас Валентин уже может сам садиться, выполнять какие-то действия, но до сих пор он не ходит, говорит очень плохо. У него постоянные головокружения. О том, что будет дальше, врачи прогнозов не дают. Валентину повезло хотя бы в том, что травма не повредила его интеллектуальные способности.
— Он прекрасно помнит всё, что связано с его профессией, иностранные языки. Не помнит только сам момент драки. Не помнит, как они пришли в заведение. Даже видео посмотрел, говорит — не помню, — рассказала мама Валентина.
Сейчас семья вместе с адвокатом готовятся оспаривать постановление суда. Также планируют подать иск о возмещении материального ущерба и морального вреда. Всё пережитое Ольга Котлярова хочет оценить в 5 миллионов рублей.
Но вот только удастся ли отсудить хоть что-то, семья сомневается. Сафариен Зиератшохи является гражданином Таджикистана и в любой момент может уехать из России. Удастся ли в этом случае чего-то от него добиться — непонятно.