Город Трагедия «Локомотива» интервью «Осознали случившееся у морга»: воспоминания работавших на месте крушения самолета с «Локомотивом»

«Осознали случившееся у морга»: воспоминания работавших на месте крушения самолета с «Локомотивом»

Со дня трагедии в Ярославле прошло 11 лет

Собрали для вас истории тех, кто работал на месте трагедии

Вот уже 11 лет каждый сентябрь Ярославль погружается в траур. 7 сентября 2011 года под Туношной случилось страшное — чартерный Як-42 рухнул сразу после взлета, на борту самолета летели молодые хоккеисты команды «Локомотив». Погибли 44 человека: хоккеисты, тренеры, персонал клуба и экипаж. Выжил только один, бортинженер Александр Сизов. Мы уже рассказывали, как всё случилось и что было после. Причиной катастрофы следователи назвали ошибку пилотов.

В тот день свидетелями трагедии стали сотни человек. Это те, кому первыми пришлось броситься в пекло, разгребать остатки самолета, вытаскивая из под них останки человеческих тел. Для большинства случившееся под Туношной — личная боль. Спустя столько лет люди по-прежнему с неохотой вспоминают события того сентября. Но раны немного начали затягиваться.

Даже новый состав «Локомотива» заявил о готовности выхода на лед в этот страшный день. Первый матч 7 сентября провели в прошлом году, когда исполнилось 10 лет со дня гибели хоккеистов. В 2022 году президент хоккейного клуба «Локомотив» заявил о том, что клуб принял решение снова устраивать игры в день гибели ребят.

Мы собрали три истории тех, кто оказался на месте трагедии по долгу службы и нашел в себе силы рассказать о том, что они видели. Некоторые герои спустя столько лет сменили рабочее место, есть даже те, кто поменял сферу деятельности.

Замначальника полиции по оперативно-разыскной деятельности Александр Трудоношин

Александр Трудоношин прибыл на место трагедии одним из первых

Трагедия под Туношной буквально разворачивалась на глазах у Александра Трудоношина. Он одним из первых рванул на место крушения. Вот уже четыре года ярославцы знают его как главу Кировского и Ленинского районов города. Но тогда, 7 сентября 2011 года, он работал в Северном управлении внутренних дел на транспорте, был заместителем начальника полиции по оперативно-разыскной деятельности и дежурил на территории аэропорта.

— Спортсмены прибыли примерно за час до вылета. Мы в тот момент находились на аэровокзале. Видели их, они прошли мимо нас и сели в самолет. Я видел, как самолет начинал разгоняться. Не думал, что самолет будет отрываться от земли. Он мог бы остановиться. Места для этого хватало. Но когда самолет всё-таки оторвался, я понял, что он сейчас ляжет на крыло, и крикнул своим: «Он падает!». Мы прыгнули в уазик и поехали за самолетом. В этот момент услышали хлопок и увидели впереди огонь. Там всё было в огне — река и трава, стоял запах топлива и жженой земли, валялись обломки самолета, в воде плавали кресла, останки тел, хоккейная экипировка, майки «Локомотива», — рассказывал Трудоношен 76.RU в интервью 2020-го.

Именно он спас единственного выжившего — бортинженера Александра Сизова.

— Мы с напарником Александром Махановым увидели в реке живого человека. Это был Александр Сизов. Он стоял по грудь в воде, примерно в трех-четырех метрах от берега, и держал на руках тело — судя по форме, одного из членов экипажа. Вокруг него всё горело. Вода горела. Он находился в шоковом состоянии, — рассказывал тогда Трудоношин. — Мы прыгнули в реку и помогли ему выбраться на берег. В какой-то момент он отпустил того, кого держал, и тот ушел под воду. Мы попытались его найти, но не получилось. Пытались найти других выживших — вокруг был дым, в воде муть, мы вытаскивали на ощупь останки тел. Вроде находишь кресло — а в нем только нога или рука…

Пресс-секретарь областной полиции Александр Шиханов

Шиханов давал поминутную хронику тех страшных событий

Главный специалист-эксперт культурного центра УМВД России по Ярославской области Александр Шиханов в 2011-м году был пресс-секретарем областной полиции. В своей хронике он практически поминутно воспроизвел всё, что происходило в Ярославле в тот роковой день.

С утра он занимался организацией и проведением пресс-конференции начальника УМВД на Международном политической форуме, куда съехались гости не только со всей России, но и из разных стран. Сразу после он отправился в УМВД заниматься рабочими вопросами, один звонок разделил его жизнь на до и после.

— В 16:02 позвонил корреспондент телеканала «НТМ» Сережа Афоничев. Он спросил у меня, правда ли, что в Туношне упал самолет, на котором вроде бы летел «Локомотив». Первая реакция — неверие. У нас в Ярославле? Упал самолет? Не может быть. Да еще чтобы с «Локомотивом»?! — писал в хронике Шиханов, сразу после первого звонка он вместе с коллегой принимает решение ехать туда, в Туношну.

Когда пресс-служба УМВД приехала к месту трагедии, на месте уже работали спасатели. Сотрудники ОМОН выстраивались в оцепление.

— Приходим на место. Я делаю несколько фотографий, Антон (коллега, — Прим. ред.) снимает видео. Всё место падения самолета дымится, перепахано, везде валяются обломки. Часть осколков лежит на фундаменте строящегося дома. Хвост самолета — в воде реки Туношонки, и пожарные еще заливают на нем огонь. Чуть выше по берегу лежат обломки носовой части. Крупные части самолета раскиданы на протяжении около ста метров. Ближе к аэропорту на пригорке видна береза, буквально срезанная крылом самолета при падении, и покосившийся столб линии электропередачи, похожий на обгоревший крест, — делился воспоминаниями Александр.

Кажется, что он запомнил все детали происходящего: где складывали тела, как прогоняли местных зевак, когда приехал губернатор. Несмотря на стрессовые обстоятельства, он подходил к работе с трезвой головой. В какой-то момент понял, что надо дать людям хоть какие-то детали, чтобы не было лишних домыслов.

— Конечно, авиакатастрофа далека от моей компетенции. Расследовать аварию будет Следственный комитет и специальные комиссии. Но дело не в этом. «Локомотив» очень важен для Ярославля. После катастрофы возникнут разные слухи, люди могут выйти на улицы, что приведет к непредсказуемым последствиям, особенно во время проведения международного форума, когда в городе много иностранных делегаций. Чем быстрее довести правдивую информацию, тем меньше будет слухов, и тем легче будет обеспечивать правопорядок. Примерно так думал я в то время. Так я продолжаю думать и сейчас, — рассказывал он.

Журналист Елена Вахрушева

Елену отправил в Туношну редактор, весь день она собиралась снимать политический форум, но судьба распорядилась иначе

Исторически сложилось, что журналистам на месте крупного ЧП, да и при любых других обстоятельствах, откровенно не рады. Сразу как только самолет рухнул на берег Туношонки и над городом взвыли сирены пожарных и скорых, вместе со спецслужбами к месту трагедии выехали журналисты. Из-за политического форума к аэропорту стянулись не только ярославские СМИ, но и федеральные, и даже мировые.

Наша коллега Елена Вахрушева была на месте трагедии и занималась освещением ситуации. Она делала фотографии обломков самолета, затем толп болельщиков на улицах города и снимала похороны через несколько дней.

— Я тогда работала фотокорреспондентом «Комсомольской правды». 7 сентября 2011 года мы работали на мировом политическом форуме, который проходил в Ярославле. Когда отсняла встречу с Жириновским, позвонила редактор со словами: «В Туношне упал самолет с «Локомотивом. Похоже, все погибли». Шок, непонимание. Такое возможно? Мы с корреспондентом Галиной Онучиной рванули к аэропорту. Подъезд с трассы перекрыт. До аэропорта добрались пешком.

В тот момент журналисты бежали в неизвестность, еще никто не знал деталей и никто не верил, что такое действительно могло произойти.

— Тогда еще не знали, где всё произошло. У аэропорта работники администрации области отворачивались и молчали. Галина осталась у здания, а мы с парой коллег побежали по кустам и канавам вдоль взлетно-посадочной полосы в сторону поселка. Были одеты в строгое — по дресс-коду — готовились весь день снимать форум. Мчались на адреналине, — поделилась воспоминаниями Елена. — Тогда еще никто из нас не осознавал, не верил в реальность происходящего. Выбежали уже на спины спецслужб — всё вокруг места крушения самолета оцепили.

Главная задача — найти хоть какую-то информацию, но никто ничего не говорил, даже местные — скрылись от собирающейся толпы в своих домах.

— Местные в ужасе закрывались в своих огородах, молчали. Через час к месту трагедии потянулись родственники и болельщики с цветами. Шли, вытирая слезы. Ко мне осознание произошедшего пришло только поздно вечером у морга, когда на грузовиках туда начали привозить тела в черных мешках. Женщины рыдали в голос. Вокруг плачущие люди, свечи, шарфы с символикой «Локомотива» и фотографии Галимова с мольбами «Саша, живи!», — рассказала журналист.

Совсем недавно буквально в двух километрах от аэропорта Туношна произошла еще одна трагедия — бензовоз врезался в карету скорой помощи, рухнув на стоявшие неподалеку дома. Среди погибших оказалась фельдшер Наталия Панова, она выезжала с бригадой во время крушения самолета с командой «Локомотива».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем