Первые недели зимы выдались в Ярославле очень снежным. Из-за обильных снегопадов город замело за считаные дни — отличный повод для проверки техники, покупкой которой столько раз хвастались чиновники. А также неплохая возможность поработать над ошибками в уборке прошлых лет. Чтобы понять, получится ли у нас в этом году ходить по чистым тротуарам и ездить по вычищенным дорогам, мы решили узнать, как устроена эта отрасль. На нее ежегодно тратят сотни миллионов рублей из бюджета. А на что тратят? И как?
Давайте разбираться, что стоит за хвастовском о покупке новых машин, а также в том, кто и как в действительности будет убирать Ярославль. А кто — зарабатывать на этом.
Как устроена уборка города
Чтобы разобраться, от чего зависит качество зимней уборки Ярославля, нужно немного рассказать о недавнем прошлом. До 2012–2013 годов Ярославль убирал, можно сказать, сам себя. В городе работало два муниципальных предприятия — «Спецавтохозяйство» и «Городское дорожное управление». Их мощностей хватало, чтобы убирать Ярославль, у ГДУ даже был свой автопарк уборочных машин.
Однако к 2014 году ГДУ обанкротился. Предприятие передали скандальному дорожнику, экс-депутату Эдуарду Авдаляну. О непрозрачности и странности той сделки много говорили. Однако дальше разговоров дело не ушло — город лишился ГДУ. И конечных ответственных за это не нашли.
Со вторым предприятием ситуация чуть затянулась. САХ бесконечно нанимал частные компании через аукционы госзакупок, арендовал чужую технику. А потом предприятие не выплачивало субподрядчикам деньги и регулярно с ними судилось. В 2020 году САХ перестал работать окончательно.
К зимнему сезону 2020–2021 ярославские чиновники решили вновь создать городское предприятие, чтобы не нанимать субподрядчиков. Такое решение мотивировали высокой стоимостью найма сторонних компаний, а также сложностью контроля за их работой.
В мэрии Ярославля решили перевести всю технику и работников из загибающегося САХа в действующее предприятие садово-паркового хозяйства «Горзеленхозстрой». Прошлой зимой предприятию поручили убирать дороги первой и второй категорий (три-четыре полосы для движения в одну сторону). То есть самые большие и важные магистрали. Для уборки всех остальных улиц решили разыграть контракты между частными компаниями по каждому району отдельно.
Уборка в сезоне 2021–2022
Прошлой зимой у «Горзеленхозстроя» было около 90 машин для уборки. В этом году чиновники отрапортовали, что количество техники увеличили до 126 единиц. И в ближайшее время город будет закупать еще. Новая техника частично дополнит имеющийся парк, частично заменит устаревшую. Кроме того, в городе уже появились две снегоплавильные установки.
В этом сезоне решили повторить схему работы, когда главные магистрали город убирает силами «Горзеленхозстроя», а остальные дороги в районах — за деньги частные компании.
Среди новинок сезона: в Ярославле дороги начнут обрабатывать двухфазным реагентом «Бионорд». Он пойдет на дороги и тротуары в зоне ЮНЕСКО, а также проезжую часть на Московском проспекте и проспекте Фрунзе. В остальных местах по старинке с гололедом бороться будут при помощи рассола и пескосоляной смеси.
Кто будет чистить город и сколько это стоит
ООО «Яравтодор» — Дзержинский район
Это предприятие работает в Ярославле и Ярославской области с 2014 года. В наличии для зимней уборки имеются 10 единиц техники и 9 дорожных рабочих. За работы по содержанию внутриквартальных проездов предприятие получит 4 миллиона 96 тысяч рублей. За содержание дорог частного сектора — 3 миллиона 95 тысяч рублей.
ИП Рудь Вячеслав Владимирович — Кировский и Ленинский районы
По словам главы районов Александра Трудоношина, предприниматель работает уже второй год. Для зимней уборки у него есть 9 машин и 15 дорожных рабочих. За содержание дорог частного сектора в двух районах подрядчику должны заплатить 984 тысячи рублей. За содержание внутриквартальных проездов — 2 миллиона.
ООО «Работник» — Заволжский, Фрунзенский и Красноперекопский районы
Подрядчик работал на уборке улиц Ярославля и в прошлом году. В Заволжском районе предусмотрено 12 единиц техники и 10 дорожных рабочих, во Фрунзенском и Красноперекопском районе — 12 единиц техники и 15 рабочих. За содержание улиц частного сектора Красноперекопского района компании заплатят 6 миллионов 584 тысячи рублей, за содержание внутриквартальных проездов Красноперекопского района — 3 миллиона 94 тысячи рублей, за содержание улиц частного сектора Фрунзенского района — 5,7 миллиона, внутриквартальных проездов Фрунзенского района — 8 миллионов, за содержание внутриквартальных проездов и улиц частного сектора Заволжского района — 9,6 миллиона.
Если сложить стоимость всех контрактов с подрядчиками, получится, что на уборку районов в этом году потратят около 44 миллионов рублей. В мэрии Ярославля заявили, что в целом на зимнее содержание в этом году выделено 210 миллионов. При этом чиновники не уточнили, входит ли в эту сумму 44 миллиона за уборку районов.
Однако в любом случае бюджет на уборку в сезоне 2021–2022 рекордно низкий. К примеру, в прошлом сезоне на уборку было выделено 329,65 миллиона рублей. А годом ранее, в 2019-м, на эти цели было выделено больше 478 миллионов.
Исправят ли ошибки прошлой зимы?
В 2020 году уборка была провальной при большей стоимости. Снежная каша не исчезала с дорог и тротуаров всю зиму, ситуация была настолько плоха, что даже в ГИБДД не выдержали и привели чиновникам статистику ДТП. Всплеск был шокирующий — в пять раз больше аварий случалось на дорогах в Ярославской области в дни снегопадов.
Напрашивается вопрос — чиновники решили сделать всё еще хуже, выделив меньше денег на уборку? Мы изучили сайт госзакупок, чтобы попытаться найти ответ. Судя по всему, в сезоне 2021–2022 власти решили сделать ставку не на подрядчиков, а на количество техники.
В октябре и ноябре 2021 года мэрия разметила три закупки на приобретение для «Горзеленхозстроя» уборочной техники в лизинг. Суммы аукционов баснословные — на 186,9 миллиона, на 276,1 миллиона, на 247,7 миллиона. Источник финансирования во всех случаях — городской бюджет. В общей сложности более чем на 710 миллионов рублей планируют купить 84 машины. Часть машин, согласно условиям контрактов, должны привезти уже в декабре, другие — до конца января-марта 2022 года.
Надеемся, что дорогая покупка не подкосит городской бюджет и у города останутся деньги, чтобы пустить ее в работу (оплата топлива и работы водителей). Зима покажет, насколько эффективными окажутся эти траты.