Многие знают, что в Ярославле и его окрестностях существуют опасные, с экологической точки зрения, места. Первыми всплывают в памяти «зеленые масла» на берегу Волги у Юбилейного моста, кислогудронные пруды в поселке Константиновском, может быть, еще мусорный полигон в Скоково. О них много говорили и власти, и общественники. Но есть в Ярославле еще одна экологическая мина замедленного действия. Кто-то о ней знает, кто-то — нет. По крайней мере, широкого обсуждения этой проблемы давно не было. Речь идет о шламонакопителях «Лакокраски», которые расположены всего в нескольких метрах от жилых домов в районе пересечения улицы Громова с улицами Урицкого и Елены Колесовой, рядом со зданием сельхозакадемии. Шламонакопители расположены на участке площадью 11,5 гектара. Непосредственно два отстойника занимают 9,9 гектара площади.
36 тонн опасного шлама под ногами
Сейчас визуально территория шламонакопителей выглядит как обычный пустырь, заросший травой. Здесь любят гулять собачники, подростки, кое-кто летом даже устраивает пикники. Между тем под ногами — опасность. По данным Межрегионального управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям, здесь находится более 36 тонн шлама 3-го класса опасности.
Шламонакопители появились в этом месте еще в советское время. С 1963 года по 1975 год включительно они использовались лакокрасочным предприятием в качестве прудов-отстойников для осветления сточных вод от производства фенолформальдегидных и эпоксидных смол, пентаэритрита, дифенилолпропана.
Шламонакопитель — это ангар или поле, на котором производится отстой поступивших нефтешламов, при этом содержимое шламонакопителя расслаивается.
— Туда закачивали промышленные стоки после очистки. Там эти стоки дополнительно отстаивали, вода сливалась в канализацию, а в этих прудах оставался осадок, — рассказывают местные жители.
С 1 января 1976 года эксплуатация шламонакопителей была прекращена. Люди вспоминают, что после этого их начали заваливать мусором.
— Там свалка с литейки ЯМЗ была, — рассказал ярославец Александр Беляков, который жил неподалеку.
«Гоняли там на лыжах. Вонища была еще та»
Постепенно застройка подходила всё ближе к опасному полю. Ярославцы постарше вспоминают, что зимой еще детьми на льду этих отстойников играли в хоккей. Позже для учеников школы № 11 на пустыре проводили уроки физкультуры. О том, что это может быть опасно, никто не думал.
— Мы в 70-е годы зимой на лыжах вокруг этих «красных озер» гоняли. Вонища была еще та, — вспоминает ярославна Елена Яцык.
— Да-да, помню этот запах, когда учился в ЯГСХА, зимой тоже ощущается. Это было в начале 2000-х, — подтвердил Игорь Супрунович.
На запах жаловались и жители окрестных домов. В 2005 году власти наконец-то решили заняться брошенным опасным участком. Его отдали в аренду акционерному обществу «Лакокраска» для того, чтобы оно провело рекультивацию земель, загрязненных их предшественниками.
Рекультивация земель — мероприятия по восстановлению плодородия земель, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
До 2006 года предприятие честно выполняло эту работу. Семь из девяти гектаров, на которых расположены шламонакопители, засыпали грунтом. Но с 2006 года эта деятельность была остановлена из-за финансовых проблем предприятия. ОАО «Лакокраска» признали банкротом. В итоге до сих пор рекультивация полностью не завершена.
В 2019 году проблемой занялась Ярославская межрайонная природоохранная прокуратура.
— Установлено, что в Дзержинском районе расположен шламонакопитель, на котором хранится более 36 тонн отходов 3-го класса опасности (шлам после нейтрализации сточных вод). Предприятие, на балансе которого находился опасный объект, ликвидировано. По результатам лабораторных исследований проб почвы установлено превышение загрязняющих веществ по свинцу, никелю, цинку, меди, хрому, — сообщили тогда в ведомстве.
Правоохранители решили, что раз нет предприятия, которое могло бы заняться устранением нарушений природоохранного законодательства, сделать это должна мэрия.
Природоохранный прокурор обратился в суд, который поддержал ходатайство.
Насколько опасно это место сейчас
В материалах судебного дела по иску природоохранной прокуратуры к мэрии содержатся результаты экспертиз как самого содержимого отстойников, так и воздуха в жилом районе вокруг него.
В пробах почвы, взятых с территории шламонакопителя в период с 25 апреля по 22 мая 2019 года, специалисты Ярославского филиала «Центра лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» установили значительное превышение предельно допустимой концентрации тяжелых металлов и химических веществ. Например, наличие свинца превышает предельно допустимую концентрацию в 9,6 раз, а в некоторых местах — в 24,9 раз; медь — от 1,4 до 4 раз, цинк — от 1,4 до 4,8 раза, никель — от 1,2 до 4,2 раза, хром — от 3,3 до 45,7 раза, нефтепродукты — от 1,4 до 4,4 раза.
«Водные вытяжки исследуемых проб почв обладают острой токсичностью, безвредная кратность разбавления в пробах превышает норму в 100 раз, что соответствует 4-му классу опасности», — говорится в документах.
Также была исследована проба земли непосредственно у здания сельхозакадемии. К счастью, в ней не установлено превышения предельно допустимой концентрации химических веществ.
Известны и результаты исследования воздуха рядом со шламонакопителями.
«Согласно экспертным заключениям «Центр гигиены и эпидемиологии» от 23 августа 2017 года и 17 ноября 2017 года в ходе лабораторных исследований воздуха в районе расположения жилых домов и в здании Ярославской государственной сельскохозяйственной академии, выявлено наличие загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Однако их концентрация не превышает нормативных требований», — говорится в материалах дела.
Получается, что угрозы для людей эти отстойники не представляют? Эксперты считают, что это не так.
— Из объяснений специалиста — сотрудника Ярославского филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» и сотрудника ООО «Аналитика», участвовавших в исследовании, следует, что наличие тяжелых металлов в почве шламонакопителя в несколько раз превышает предельно допустимую концентрацию. Вредные химические вещества вымываются осадками и с пылью, водой разносятся по району, попадают в организм человека, что является весьма опасным для жизни и здоровья людей. Тяжелые металлы с течением времени не разлагаются, в связи с чем нахождение шламонакопителя в населенном пункте недопустимо, — приводит полученные данные суд.
Специалисты настаивали, что требуется изъятие отходов, вывоз их на специальные полигоны, а землю на данном участке необходимо рекультивировать.
Как будут решать проблему
В итоге в июле 2020 года суд обязал мэрию Ярославля направить в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации заявление о включении шламонакопителя в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, а также ликвидировать данный объект. Срок для подачи заявки в Минприроды дали до 1 сентября 2020 года, а для полной ликвидации опасных отстойников — до 31 декабря 2021 года.
И вот сейчас дело, наконец, сдвинулось с мертвой точки.
— В настоящее время мэрией Ярославля проводится закупка для определения исполнителя работ по проведению комплексных инженерных изысканий на территории шламонакопителя. Указанный вид работ позволит оценить точное количество размещенных отходов и состав вредных веществ. Результаты инженерных изысканий будут являться подтверждающими накопленный вред материалами при направлении документов в Минприроды России для включения объекта в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, — рассказали в департаменте охраны окружающей среды и природопользования правительства Ярославской области.
Власти рассчитывают, что ликвидировать шламонакопители удастся в рамках нового федерального проекта (инициативы) «Генеральная уборка» стратегического направления «Экология — основа для жизни» фронтальной стратегии социально-экономического развития России до 2030 года, разрабатываемой Минприроды России. Проект направлен на ликвидацию свалок, полигонов отходов, бывших промышленных площадок, которые представляют опасность для экологии.