11-летнего Матвея Москалева мы застали во дворе рыбинской пятиэтажки. Здесь он живет с родителями и младшей сестренкой. Но кажется, что на улице бывает чаще, чем дома. Матвей суетился около досчатых конструкций — самодельных вольеров. Внутри кто-то пищал. Заглядываем — там три чайки и грач. Рядом на травке бегает рыженькая перепелка.
— Я как раз сейчас их кормить буду. Вот, всё готово, — мальчишка показал на тарелку с фаршем и яйцами.
Он ставит фарш в вольер с чайками, те с аппетитом уплетают угощение. Грача мальчик кормит из рук желтками от яиц — птица плохо себя чувствует, сидит, нахохлившись.
— Ешь, — уговаривает Матвей.
Началось всё с голубя, найденного у мусорки
11-летний Матвей занимается очень благородным делом — спасением птиц. Началось всё четыре года назад, когда мальчик нашел на улице голубя с поврежденным крылом.
— Он сидел у мусорки. Как ему помочь, я тогда не знал. Просто посадил в открытый вольер у дома и кормил семечками. На второй день ему стало лучше, а на третий он улетел, — вспоминает Матвей.
Эта история вдохновила мальчишку. С тех пор он не может равнодушно пройти мимо пернатых, которые нуждаются в помощи. В интернете и книгах Матвей узнал, как правильно ухаживать за подопечными, как их лечить. За четыре года, по подсчетам маленького Айболита, у него на попечении побывало около 130 птиц.
Больше всего было голубей. Но также попадались чайки, вороны, галки, были даже сова и ястреб. Часть птиц — это птенцы, оставшиеся без родителей, другие — взрослые пернатые, по разным причинам нуждающиеся в помощи. Кого-то из них Матвей подбирал сам, кого-то приносили знакомые и просто неравнодушные люди (молва о том, что мальчик помогает птицам, уже разошлась по Рыбинску). Большинство питомцев Матвея благополучно вырастали, поправлялись и улетали на свободу.
Не всем дает имена
— Мне больше всего нравятся врановые — это вороны, галки, грачи, сороки. По мне, представители этого семейства самые умные и ласковые. У меня жила ворона в вольере. Когда она наедалась, оставшиеся кусочки прятала под кирпичи, чтобы потом доесть, — рассказал мальчик.
А самым любимым питомцем у Матвея был галчонок Блэк. Он попал к мальчику совсем маленьким птенцом. Матвей его выкормил и вырастил.
— Сначала Блэк летал по двору. Мы его на ночь с балкона звали: «Блэки, Блэки». И он к нам залетал. Потом стал улетать дальше от дома, но на ночь всё равно возвращался. И только месяца через два, когда совсем окреп, улетел навсегда, — вспоминает Матвей.
Кстати, имена 11-летний доктор дает не всем своим подопечным, а в основном только тем, чьи травмы уже никогда не позволят им летать. Как правило, это происходит после открытых переломов крыльев.
— Таких птиц я оставляю у себя. Сейчас у меня две такие чайки — Ричард и Снежка, а также грач Рики и перепелка Соня, лишившаяся хвоста, — говорит мальчик.
Компанию им в настоящее время составляет еще безымянный подросший птенец чайки. Этим летом таких у Матвея было больше десяти. Пушистыми малышами он находил их на улице, кого-то спасал с дороги, кого-то — из лап кошек. Большинство уже выросли и разлетелись, остался последний. Но даже в таком урезанном составе «птичий двор» требует времени и внимания. Для чаек и грача во дворе дома Матвей с друзьями соорудили самодельные вольеры из досок. Соседи, кстати, сначала были против «птичника» под окнами, но потом взяли с Матвея обещание не разводить грязь и дали добро. Перепелка живет у мальчика прямо в квартире. Периодически он выносит ее погулять на травке во дворе.
Ради пернатых забросил любимый футбол
По подсчетам Матвея, в день на уход за птицами он тратит около двух часов. Ради пернатых мальчишка даже временно забросил тренировки по любимому футболу.
— Мне нужно их несколько раз покормить, попоить, прибраться в вольерах, убрать старый песок, насыпать новый, положить травку, обработать раны, поменять повязки, — перечисляет дела мальчик.
К счастью, у Матвея есть помощники — друзья, родители, бабушка, младшая сестренка, другие рыбинские орнитологи-любители, с которыми он познакомился в интернете, а также те, кто приносит птиц на выхаживание. Кто-то помогает советом, кто-то — делом, кто-то приносит еду для птиц.
Родители были против
Родители Матвея признаются, что сначала отнеслись к увлечению сына скептически.
— Сначала ругали, что тащит домой птиц. Деньги, которые мы ему давали на сладости, он тратил на червяков и кузнечиков. Думали, может, у него это со временем пройдет. Но оно не проходило — и мы смирились. А потом даже сами втянулись, начали поддерживать и помогать. Для меня самым большим потрясением стало то, что в этом году нам удалось вырастить птенца чайки из яйца, найденного в разоренном гнезде. Это было чудом! — рассказала мама Матвея Валентина Москалева.
К сожалению, не все истории попавших к Матвею пернатых заканчиваются хеппи-эндом — некоторых птиц не удается выходить, они погибают. В этом году был случай, когда подростки разорили вольер во дворе, выпустили из него раненую ворону. В итоге ее загрызла собака.
Матвей гибель каждой птицы переживает очень тяжело. В будущем он мечтает стать орнитологом, чтобы помогать пернатым уже профессионально.