Новая транспортная реформа, которая начнется в Ярославле с 1 апреля и продлится около двух месяцев, затронет и систему оплаты проезда в транспорте. Что и когда поменяется, рассказала директор департамента транспорта правительства Ярославской области Татьяна Черемных 23 марта в прямом эфире Центра управления регионом
Новые способы оплаты
Власти продумали несколько вариантов, как оплатить проезд. Все они сводятся к уходу от наличных денег.
— Система оплаты проезда транспорта полностью обновляется. Мы сделаем акцент на безналичной оплате. У каждой двери будет установлен валидатор. Войдя в транспорт, пассажир сможет приложить банковскую карту, новую «Я-карту», персонифицированную транспортную карту к валидатору и произвести оплату проезда. И новый способ оплаты — по мобильному приложению. Здесь есть две вариации — сканирование QR-кода, размещенного в каждом салоне автобуса, или оплата через блютус. Если у вас на телефоне включена геолокация, вам ваш смартфон сам предложит оплатить проезд, — пояснила Татьяна Черемных.
Еще один важный момент. В городских маршрутах (это номера автобусов с 1-го по 99-й включительно) прикладывать карты для оплаты проезда нужно один раз — при входе. А на маршрутах с нумерацией свыше 100 (если это новые желтые автобусы с валидаторами), которые выезжают за черту города, карту прикладывать нужно дважды — при входе и выходе.
— Приложить карту второй раз в этих автобусах крайне важно. В противном случае система будет считать, что вы едете дальше, — уточнила Татьяна Черемных.
В автобусах с нумерацией свыше ста будет действовать смешанный тариф: в городской черте — городской тариф (32 рубля), а за чертой города — междугородный (3,43 рубля за один километр с пассажира). Поэтому, если не приложить карту второй раз, к вашему городскому тарифу система приплюсует еще пригородный тариф и спишет всю сумму.
Если же пассажир оплачивает проезд с помощью мобильного приложения, то во всех автобусах подтверждать оплату нужно только один раз.
Наличный расчет в первое время тоже останется. Купить билеты можно будет у водителя. Но этот вариант расчетов в транспорте будут стараться сокращать.
— Конечно, мы совсем хотим уйти от практики оплаты проезда наличными деньгами водителю. Рассматривали разные варианты. Но пока еще люди не в полной мере привыкли к безналичной оплате. Поэтому на первом этапе мы предлагаем людям и тот, и другой способ оплаты. Но кондукторов, контролеров и волонтеров будем настраивать на то, чтобы они помогали людям именно безналичным способом оплачивать проезд. И когда мы запустим весь транспорт, люди поймут, как пользоваться системами, мы потихонечку будем стараться уходить от налички, — добавила Татьяна Черемных.
Что будет с проездными и ценами
По заверению Татьяны Черемных, с 1 апреля стоимость проезда и существующая система абонементов не изменятся.
— Новые автобусы выйдут на линии не одномоментно, а этапами. Поэтому у нас будет время, когда на одних маршрутах будут работать новые автобусы, на других — еще старые. Поэтому, чтобы не путать людей, с 1 апреля с точки зрения стоимости проезда и проездных ничего не поменяется. Если у вас проездной, вы продолжаете им пользоваться, — сказала она.
После того как весь транспорт обновится, власти собираются предложить новое абонементное меню. Но сейчас его детали пока не раскрывают.
Зайцев вычислят автоматически
Так как власти собираются максимально автоматизировать оплату проезда, кондукторов в нашем привычном понимании в транспорте практически не останется. Их заменят контролеры.
— Их задачей на первом этапе будет помочь людям разобраться с новой системой оплаты, показать, предложить оплатить безналичным способом, — рассказала Татьяна Черемных.
Также контролеры будут следить за тем, чтобы в транспорте не было зайцев.
— Мы работаем над цифровыми сервисами. На базе областного предприятия «Яроблтранском» будут интегрированы все информационные продукты, в том числе система подсчета пассажиропотока. Мы будем понимать, сколько в какие автобусы людей зашло и сколько из них оплатило проезд. У контролеров на планшетах формируется задание — они будут понимать, в какой автобус им нужно будет переместиться, чтобы произвести контроль, — пояснила глава департамента транспорта.
Валидаторы выдавать билеты не будут. Проверять, оплатил человек проезд или нет, контролеры смогут с помощью специальных терминалов. Пассажир должен будет приложить к устройству карту — и контролер увидит, была ли с нее произведена оплата или нет. Если человек платит с помощью мобильного приложения, у него в телефоне сформируется электронный билет с QR-кодом — его и надо будет предъявить контролеру.
Как вам грядущие изменения?
Напомним, с этого года ответственность за автобусные перевозки в Ярославле перешла от мэрии к правительству Ярославской области. Областные чиновники с прошлого года обещают масштабную модернизацию транспорта. 24 января на встрече с редакторами региональных СМИ губернатор Ярославской области Михаил Евраев анонсировал полную замену автобусов в Ярославле и Ярославском районе за два месяца — апрель и май. Для этого власти начали искать новых перевозчиков с хорошим транспортом. Предельный возраст автобуса на начало осуществления перевозок — 1 год. Для автобусов малого класса — 6 месяцев.
Автобусные маршруты Ярославля и Ярославского района выставили на торги. Практически по всем определились победители. Новые автобусы перевозчики начнут выводить на линии с апреля. А закончиться процесс должен в мае.