В грядущем 2023 году в Ярославле стартует глобальная модернизация транспорта. Власти собираются заключить многолетние контакты с перевозчиками и обновить подвижной состав автобусов. За восемь лет на это потратят около 55 млрд рублей.
В планах также обновить трамвайные пути, депо и закупить новые трамваи по концессии (мы подробно рассказывали про это тут). Общая стоимость строительства и реконструкции диспетчерской, депо и путей — 14 миллиардов 524 миллиона 696 тысяч рублей. Стоимость подвижного состава — 3 миллиарда 975 миллионов 576 тысяч рублей.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
Как всё это будет работать? Поднимется ли плата за проезд? Что будет с городским ПАТП-1? Эти и многие другие вопросы остались, и на них мы попросили ответить главу областного департамента транспорта Татьяну Черемных. Публикуем ее мнение о будущем ярославского транспорта. Эта беседа о работе автобусов и троллейбусов. Дочитайте ее до конца.
Про брутто-контракты
— Кто будет управлять транспортом Ярославля? Принимать плату за проезд по брутто-контрактам? Планируется ли создание независимой структуры, которая будет заниматься сбором денег?
Суть брутто-контрактов в том, что с перевозчиками будут рассчитываться за наезженные километры. Иными словами, сначала перевозчик определенное время работает и тратит свои деньги на обслуживание автобусов, зарплату водителям, бензин и прочее, еще и выручку с билетов отдает заказчику (в бюджет). А потом уже получает деньги по факту выполненных работ — наезженных километров.
— В настоящее время мы работаем над формированием единого центра управления транспортной работой — государственного казенного учреждения «Организатор перевозок Ярославской области», которое будет выступать администратором доходов от платы за проезд и осуществлять контроль за сбором платы за проезд.
Также ГКУ будет формировать маршрутную сеть и контролировать выполнение условий госконтрактов. На линии будут работать кондукторы и контролеры. Сейчас проект постановления о создании единого центра находится на стадии согласования.
— На чей опыт вы опирались при разработке проекта долгосрочных брутто-контрактов? Опыт каких регионов кажется вам не самым удачным?
— Это масштабный и поддержанный государством проект модернизации транспорта общего пользования России с переводом транспорта на новую модель работы с применением механизма брутто-контрактов.
Субъекты, в которых реализованы или реализуются такие проекты, выполняют единую задачу по обеспечению населения качественной услугой по перевозке пассажиров с использованием современного подвижного состава и сервисов и способность эффективно управлять транспортной системой.
С учетом особенностей нашего региона мы изучаем опыт федеральных центров и других регионов, где внедряется или внедрена эта система, в процессе взаимодействия обмениваемся лучшими практиками.
— Планируется ли заключать брутто-контракт с ПАТП-1?
— Любой перевозчик вне зависимости от организационно-правовой формы может принять участие в конкурентных процедурах. Да, требования высокие. Но прежде всего, мы заинтересованы в том, чтобы на маршрутах работали надежные перевозчики, способные в полной мере обеспечить безопасность и необходимый уровень комфорта при осуществлении перевозок.
— Сколько денег получил перевозчик «Первая пассажирская компания» по тестовому брутто-контракту? На каких условиях он ездит сейчас?
— Работа данного перевозчика по новым условиям продолжается, с ним заключен государственный контракт на срок с 13 октября до конца текущего года.
По истечении срока государственного контракта, действовавшего с 14.07 по 12.10 текущего года, была проведена конкурентная процедура, по результатам которой была подана одна заявка. Согласно законодательству, заключили госконтракт с ее единственным участником — ООО «Первая пассажирская компания» с ценой контракта 19,2 млн руб. Оплата будет производиться по факту выполненных работ.
Цена контракта, заключенного с ООО «Первая пассажирская компания» на период выполнения работ с 14 июля по 12 октября, составила 19,3 млн руб.
19,3 млн рублей заплатили за три месяца работы тестового желтого автобуса на маршруте № 176 перевозчику из Санкт-Петербурга
— Будет ли меняться маршрутная схема? Если да, то как?
— Кардинальных изменений в маршрутной сети не планируется. На основе предложений пассажиров предполагаем внести корректировки в отдельные маршруты. Например, продление маршрута № 32 от ТРК «РИО» до 15-го микрорайона; изменение конечной остановки с учетом изменения класса со среднего на большой на маршруте № 49; на № 53 — смена начального остановочного пункта с ПАТП-1 на ТК «Вернисаж». Что важно, отмена действующих маршрутов не предусматривается, все транспортные связи, как в городе, так и в пригороде, будут сохранены.
— Как рассчитывается стоимость контракта? Давайте разберем на примере 176-го маршрута.
Цена государственного контракта по межмуниципальному маршруту № 176 определена в соответствии с порядком, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации в рамках доведенных лимитов. Соответственно, цена госконтрактов по другим маршрутам в рамках комплексной модернизации в Ярославле и Ярославском районе будет определена согласно данному порядку.
Расчет цены производится с учетом федеральной методики и оценки фактических затрат перевозчиков на подвижной состав и его оснащение.
— Насколько эта система выгоднее того, что есть сейчас, когда бюджет компенсирует перевозчикам стоимость проезда льготников?
— Основная задача государства при модернизации транспорта общего пользования — это обеспечение безопасности и качества пассажирских перевозок. К сожалению, при нашей существующей транспортной системе и объемах финансирования этого не происходит.
Функции, направленные на решение поставленной задачи, — социальные, а не коммерческие. Комплексная модернизация позволит соблюсти баланс интересов основных участников перевозочного процесса, где пассажир получит безопасную и качественную услугу, регион получит полный набор функций, которые позволяют эффективно управлять транспортной системой, осуществлять контроль качества услуги и собирать билетную выручку, а перевозчик — инструменты автоматизации процессов для наилучшего оказания транспортной услуги.
— Как выполняется анализ пассажиропотоков? Какие сейчас у ярославского пассажирского транспорта есть слабые места?
— Споров вокруг транспортного обслуживания в Ярославле предостаточно. Главное, чем возмущены пассажиры, — это состояние подвижного состава. Изношенный транспорт не обеспечивает стабильность исполнения расписания, в течение дня не редки сходы с маршрута. Да и в целом система организации транспортного обслуживания не отвечает современным требованиям надежности, безопасности и комфорта. Нарекания со стороны граждан справедливы.
В целях искоренения этих проблем и обеспечения стабильного функционирования транспортного комплекса принято решение о необходимости комплексной модернизации транспорта общего пользования, в первую очередь, на территориях города Ярославля и Ярославского района.
— Планируется ли повышение стоимости проезда? И кто будет принимать решение об этом впредь?
— В настоящее время размер тарифа и тарифное меню не утверждены, вопрос прорабатывается. Предполагается применение единой системы оплаты проезда с удобным тарифным меню.
Установление/пересмотр предельных тарифов на пассажирские перевозки осуществляется департаментом регулирования тарифов в соответствии с действующим порядком государственного регулирования тарифов.
Порядком предусмотрено установление/пересмотр предельных тарифов на уровне экономически обоснованных расходов перевозчиков, определенных по результатам проведения департаментом экономической экспертизы. И плата за проезд не может быть выше установленного тарифа.
Про троллейбусы
— В Ярославль до сих пор не доставили новые троллейбусы, обещанные городу взамен троллейбусного депо. Какие штрафные санкции будут применены к подрядчику?
— Поставка троллейбусов предусматривалась по договорам, заключённым АО «Яргорэлектротранс». Ход реализации соглашения целесообразно обсуждать непосредственно с мэрией города Ярославля.
— Планируется ли сохранение троллейбусной сети?
— Мы этапно занимаемся развитием транспорта общего пользования на территории Ярославской области.
«Работу троллейбусного движения планируется обеспечить в существующем режиме с использованием имеющегося подвижного состава»
— Планировалась закупка трамваев и троллейбусов для Ярославля на федеральные деньги. Эта идея отменилась?
— Ярославль вошел в перечень городов, в которых будут реализовываться проекты по развитию городского электрического наземного общественного пассажирского транспорта. Под определившийся механизм финансирования потенциальные концеденты начали объявлять свои предложения регионам.
В нашем регионе с инициативой по развитию трамвайного комплекса выступило ООО «Мовиста Регионы Ярославль». В рамках утвержденного проекта планируется модернизация существующей трамвайной сети и депо, а также полное обновление парка трамваев, а именно приобретение 47 современных низкопольных 1-секционных трамваев.
Касаемо троллейбусов, как и говорила ранее, пока работа будет обеспечена в существующем режиме с использованием имеющегося подвижного состава.
По данным мэрии Ярославля на 2 ноября 2022 года, ежедневно в городе выходят в рейсы 74 троллейбуса. Изношенность парка троллейбусов и трамваев, по данным мэрии Ярославля на 1 апреля 2022-го, составляла около 90%.