Дороги и транспорт Транспортная реформа проблема Новые вагоны и рельсы за миллиарды: что стоит за трамвайной концессией в Ярославле. Большой разбор

Новые вагоны и рельсы за миллиарды: что стоит за трамвайной концессией в Ярославле. Большой разбор

Мы изучили текст соглашения и поговорили с главой областного департамента транспорта

Что будет с трамваями в Ярославле

В грядущем 2023 году в Ярославле стартует глобальная модернизация транспорта. Реформа в первую очередь коснется автобусов и трамваев. Модернизировать работу автобусов будут за 55 млрд рублей, заключая контракты с новыми перевозчиками на восемь лет.

С трамваями ситуация несколько иная. Их хотят по концессии отдать сторонней компании. И это обойдется региону еще в несколько десятков миллиардов рублей.

Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.

Мы нашли проект концессии на официальном сайте РФ для размещения торгов. В документации указано, что до июня 2025 года в Ярославле должны появиться трамвайный диспетчерский центр, новые трамвайные пути, депо, тяговые подстанции. До этого же времени необходимо купить 47 односекционных трамваев (сейчас в рейсы выходит 44 вагона). Общая стоимость строительства и реконструкции диспетчерской, депо и путей — 14 миллиардов 524 миллиона 696 тысяч рублей. Стоимость подвижного состава — 3 миллиарда 975 миллионов 576 тысяч рублей.

Мы изучили проект концессионного соглашения и разобрались, каким будет будущее ярославского трамвая, если документ подпишут.

Что получит Ярославль по концессии?

Что такое концессионное соглашение?

Это договор, в котором участвуют частный инвестор и власти (государственное предприятие). Проводится открытый конкурс, и частный инвестор обязуется создать или переделать имущество, которое обычно принадлежит городу или государству. Договоры концессии предполагают, что инвестор не просто вкладывает деньги, а тем или иным способом отбивает их, зарабатывает на переданном ему в пользование имуществе.

В Ярославской области это не первая попытка заключить концессию. Например, по подобному договору в Тутаеве планируют строить канатную дорогу через Волгу. В этом случае инвестор будет управлять дорогой, получать с нее прибыль.

Концессии заключают и на федеральном уровне. К примеру, трасса «Нева», которая соединила Москву и Санкт-Петербург. Многомиллиардное концессионное соглашение правительство России заключало с частниками. Стоимость проекта оценивают более чем в 500 млрд рублей, из них около 370 млрд — бюджетные. Трасса скоростная, за проезд взымается плата. По соглашению, до 2040-х годов деньги за проезд будет получать концессионер.

Конкурс на трамвайную концессию в Ярославле можно назвать неожиданным. Ни правительство Ярославской области, ни мэрия не сообщали о планах отдать трамваи концессионеру. Городу обещали новые трамваи, но не за счет концессионного договора, а за деньги федерального бюджета. Однако договор с концессионером — дело почти решенное.

Что получит город?

В документе указано следующее:

  • приобретение трамваев односекционных — 47 единиц (сейчас в Ярославле в рейсы выходит 44 вагона);

  • строительство 45,3 км трамвайных путей, включая создание контактной сети трамвая, кабельных линий и распределительных устройств (судя по данным расположения тяговых подстанций и прочей инфраструктуры, маршруты трамвая останутся прежними, преимущественно в Брагине и части центра в районе улиц Свердлова и Чкалова);

  • строительство трамвайного депо (в концессии написано, что оно останется по прежнему адресу);

  • строительство тяговых подстанций (в концессии указаны адреса существующих объектов, их будут модернизировать и оборудовать на том же месте, а не строить с нуля);

  • техническое перевооружение тяговых подстанций.

Помимо строительства и прокладки рельсов, концессионер должен благоустраивать территории поблизости — озеленять и освещать пути.

«Иные обязанности концессионера: реконструкция 2 путепроводов в рамках создания сети городского трамвая. Первое — по проспекту Октября над ж/д путями в створе улиц Выставочной и Базовой. Второе — по проспекту Октября над ж/д путями в створе Республиканского проезда», — говорится в проекте соглашения.

Иными словами, нас ждут новые вагоны, новые рельсы (существующие сейчас местами вызывают огромные вопросы о безопасности их использования) и отремонтированное депо. Продление существующих маршрутов не заложено в этот проект.

Такие трамваи могут появиться в Ярославле

Сопоставимый по масштабам проект недавно реализовали в Екатеринбурге. Там сделали ставку на строительство 9-километровой трамвайной ветки, она связала Екатеринбург и Верхнюю Пышму (город-спутник). Проект «Верхнепышминский трамвай» связан с группой компаний, которая будет заниматься развитием трамваев в Ярославле.

В Екатеринбурге в рамках проекта закупили низкопольные трамваи модели 71–911ЕМ «Львенок» производства столичной корпорации «ПК Транспортные системы».

Трамваи 71−911ЕМ «Львенок» односекционные, полностью низкопольные. Их салон рассчитан на 150 пассажиров. Машины оборудованы тахографом и системой спутникового наблюдения. В салонах установлены камеры наблюдения, климат-контроль, медиакомплексы и USB-розетки для зарядки гаджетов.

Хоть в проекте соглашения точно не сказано, какие трамваи закупят в Ярославль, однако под описанные в документе характеристики подходит модель «Львенок».

Так «Львенок» выглядит изнутри

Нюансы, которые нужно читать внимательно

В тексте проекта указано несколько крупных сумм по разным платежам. Базовый эксплуатационный платеж, базовый инвестиционный платеж, а также сумма капитального гранта.

  • базовый эксплуатационный платеж — это стоимость эксплуатации трамваев и инфраструктуры на протяжении 20 лет;

  • базовый инвестиционный платеж — сумма, которую Ярославская область возвратит концессионеру в счет вложений в создание инфраструктуры;

  • капитальный грант — финансирование концедетом (областью) расходов на создание объекта на этапе стройки.

Иными словами, сначала область единовременно платит капитальный грант, а затем на протяжении 20 лет ежеквартально выплачивает эксплуатационный и инвестиционный платежи. Ежеквартальные выплаты идут на покрытие инвестиций сторонней компании и оплату эксплуатации всей системы.

«Максимальный размер привлекаемых концессионером инвестиций составляет совокупно 19 млрд 715 млн 159 тысяч рублей, включая средства капитального гранта», — говорится в тексте проекта.

Получается, такую сумму концедент возьмет в банке либо вложит собственные средства. В проекте соглашения указано, что кредит не должен быть стоимостью меньше, чем 12% годовых. Считается, что такая крупная кредитная ставка — это стандартное условие банков.

«12% годовых — общее условие банка для всех подобных концессий»

Мы спросили у генерального директора исследовательской компании Sherpa Group Александры Галактионовой, что это значит.

— Тут речь не про кредитные деньги, а про собственные инвестиции (те деньги, которые концессионер привлекает вне банка, от инвестора. — Прим. ред.). В принципе, для собственных инвестиций такой процент не является необычным, — объяснила эксперт. — В проекте указано, что по соглашению о финансировании годовая процентная ставка не может превышать 5,65% годовых. Это как раз про кредит. Однако не очень понятно, где можно найти деньги под такую ставку. Может, за счет какой-нибудь льготной программы. Обычно в таких проектах плавающие ставки: ключевая плюс 2–3%.

При этом для Ярославской области размер эксплуатационного платежа составит 24 млрд 544 млн 011 тысяч рублей (эту сумму регион должен отдать концессионеру выручкой с пассажиров за время эксплуатации в течение 20 лет).

Инвестиционный платеж для региона составит 24 млрд 059 млн 737 тысяч рублей (эту сумму регион должен вернуть в счет кредита).

Сумма капитального гранта — 5 млрд 550 млн 081 тысяча рублей (по словам губернатора, эти деньги Ярославской области выделят из федерального бюджета).

— Вероятно, предполагается, что регион будет получать сборы с пассажиров в рамках тарифа, которые должны перекрыть вложения в проект и стоимость эксплуатации. Но если окажется, что трафик будет меньше прогнозируемого, то регион концессионеру в любом случае покроет и эксплуатацию, и инвестиции. В подобном формате соглашений это стандартная история, — объяснила генеральный директор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова.

В проекте прописаны и штрафы, которые выпишут концессионеру в случае плохой работы. Притом что проект многомиллиардный, размер штрафа кажется несоотносимым.

«Если по результатам проведенной <...> проверки концедентом были выявлены нарушения концессионером требований настоящего соглашения, концедент вправе потребовать у концессионера уплаты штрафа в размере 10 тысяч рублей», — говорится в документе.

«В случае срывов возможно расторжение концессии с оплатой по факту выполненных работ»

Правда, если что-то пойдет не так и проект будет сорван, то его можно расторгнуть, оплатив концессионеру фактически выполненные работы. А остальные заложенные по проекту миллиарды — вернуть.

— В таком случае компания должна вернуть неистраченную часть капитального гранта, компенсировать остальные издержки и выплатить 100 млн рублей. Издержки будут считаться на основании затрат, подтвержденных документами, — уточнила генеральный директор исследовательской компании Sherpa Group Александра Галактионова. — Если будет не расторжение, а реструктуризация, там уже могут концессионер и концедет могут договориться и поменять условия, чтобы в каком-то виде сохранить проект.

Кому отдадут в управление ярославский трамвай?

Единственной компанией, заявившейся на конкурс в Ярославе, стала ООО «Мовиста Ярославль», зарегистрированная недавно — в апреле 2022 года.

При этом группа коммерческих компаний «Мовиста» занимается пассажирским транспортом по всей России. У нее есть более 10 дочерних компаний в разных городах. Причем все они новые — созданы не раньше 2020 года. Директор всех компаний — Александр Советников. «Мовиста» зашла на северо-запад России, в Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Ярославль, Курск, Волгоград, Тверь и Липецк. Еще один проект, связанный с группой компаний, — «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области. Кстати, Пышма — это единственный реализованный проект концессионеров, трамвай открывал лично гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын.

Условный подсчет того, сколько будет стоить обновление трамваев и рельсов в Ярославле, чтобы можно было представить масштаб кредита, в который влезает бюджет области

По данным портала 59.RU, конечными получателями прибыли группы компаний «Мовиста» ряд СМИ называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes, Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е. Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг», соучредителями которого они выступили при основании компании. Прежде Андрей Бокарев занимал должность президента и председателя совета директоров «Трансмашхолдинга».

А гендиректор «Мовисты» Александр Советников раньше возглавлял предприятие «РТ-Инвест Транспортные Системы», связанное с госкорпорацией «Ростех». Именно эта компания внедрила систему взимания платы с большегрузов «Платон». В 2015–2018 годах против нее бастовали дальнобойщики со всей России. Водители требовали отменить любой сбор с грузовиков.

Скандалы с «Мовистой» в нескольких регионах

В августе 2022 года Контрольно-счетная палата Красноярска изучила проект соглашения мэрии с компанией «Мовиста Регионы». Выяснилось, что первая редакция проекта выглядит очень странно: почти все расходы на себя берет бюджет города, основные обязанности по содержанию транспортной сети тоже ложатся на администрацию. Фирма «Мовиста» хотела взять заём на 24 млрд рублей, который также должны были возвращать из городского бюджета. Но депутаты Горсовета не приняли этот проект на комиссии по бюджету. Счетная палата тоже раскритиковала его.

— По сути «Мовиста» хочет выступить посредником, который осваивает кредитные средства. А все расходы, включая погашение кредита и проценты по нему, в сумме почти 52 миллиарда, несет бюджет. И сейчас уже [Горсоветом] единогласно приняты рекомендации не заключать соглашение на указанных условиях. Да вот незадача, теперь это только рекомендации для чиновников, — цитирует депутата Горсовета Романа Крастелева портал NGS24.

Помимо Красноярска, скандал гремел в Курске. Там компания собиралась потратить 12 миллиардов рублей на замену трамвайных путей, ремонт подстанций, покупку новых вагонов и зарядных станций. Примерно такие же планы у компании были на трамвайную сеть в Липецке. Правда, в Липецке на фирму посыпалась критика из-за первоначального варианта проекта. И его пришлось переделывать.

«По сути "Мовиста" хочет выступить посредником, который осваивает кредитные средства. А расходы несет бюджет»

— По первому проекту концессионер хотел инвестировать 11,4 млрд руб. При этом, подсчитали в горсовете Липецка, вложения мэрии должны были составить 37,3 млрд, а модернизация затронула бы лишь 38,5% путей, тогда как обновления требуют более 70%. По данным городской администрации, общая протяженность трамвайных рельсов составляет 68,7 км. Таким образом, во втором варианте объем частных инвестиций вырос на 3,1 млрд руб., а мэрии — снизился на 12,8 млрд. Процент обновляемых путей увеличился почти до 60%, — объяснял «Коммерсант».

В середине октября 2022 года сорвалась подобная концессия в Южно-Сахалинске. В сентябре администрация Южно-Сахалинска приняла предложение ООО «Мовиста регионы Южно-Сахалинск». Организация в конце хотела по концессии привезти электробусы в областной центр. По сообщениям портала «Сах.ком», «между компанией и местными чиновниками было достигнуто понимание».

Однако месяц спустя администрация поменяла свое решение. 14 октября администрация Южно-Сахалинска выпустила постановление за подписью и. о. мэра Андрея Ковальчука, которое отменяет решение о возможности заключить концессионное соглашение.

— Отказ поступил от коммерсантов, «поскольку у городского округа отсутствует ресурсное обеспечение для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных условиях». Коротко — у города не хватает денег для такого масштабного проекта, — сообщил «Сах.ком».

Трамвайную концессию заключили также в Таганроге Ростовской области. Правда, там концессионером выступила не «Мовиста», а ее конкурент, компания «Синара». В мае 2021 года компания предложила администрации города взять трамвайную систему в концессию на 30 лет и взамен модернизировать ее. На это собирались потратить 11,8 млрд рублей.

Вслед за Таганрогом «Синара» пытается зайти в областной центр — Ростов-на-Дону. 21 октября портал 161.RU сообщал, что в Ростове закончили разработку концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию трамвайной инфраструктуры.

Слева — новый трамвай, купленный по концессии в Таганроге

Ярославские власти — о концессии

Мы сделали запрос в правительство Ярославской области, задав вопросы о деньгах, условиях, рисках по договору концессии. Глава регионального департамента транспорта Татьяна Черемных подготовила масштабный ответ. Публикуем его в формате «вопрос-ответ»:

— Правильно ли мы поняли, что «Мовиста» берет кредит, использует транспорт, но платит за это область? Почему область сама не может взять кредит?

— Механизм реализации программы по модернизации городского электрического транспорта предусматривает привлечение нескольких источников финансирования по средневзвешенной ставке всего 4,3% годовых на срок 20 лет, что делает данный проект уникальным в предоставлении финансовых условий намного выгоднее рыночных. Привлечение заемных средств по такой низкой ставке за рамками проекта для региона не представляется возможным.

— Как вы планируете проконтролировать, что концессионер выполнит работы ровно на обозначенную в проекте сумму?

— В рамках проекта предусмотрена этапность реализации с обязательным получением положительного заключения Государственной экспертизы на каждый этап. Оплата осуществляется только по факту выполненных работ, что подразумевает полный контроль исполнения бюджета проекта со стороны региона.

— Какая нагрузка ложится на областной бюджет в связи с выплатами по инвестиционному и эксплуатационному платежам? Сколько составят ежемесячные выплаты по инвестиционному и эксплуатационному платежам?

— Проект реализуется в рамках Программы по модернизации городского электрического транспорта, в которой помимо Ярославля участвуют еще 10 городов. Программой предусмотрен комплексный подход, включающий в себя обновление и инфраструктуры, и подвижного состава городского электротранспорта с использованием концессионных соглашений.

При реализации таких проектов в любом случае будет большая нагрузка на бюджет, и механизм концессии является наиболее распространенным в инвестиционных проектах такого типа. Без инструмента концессии бюджет региона не может себе позволить единовременные траты такого масштаба.

С учетом предоставления федеральной субсидии в объеме 30% от инвестиций в проект нагрузка на бюджет при реализации данного проекта является приемлемой для бюджета региона. В рамках реализации концессионного соглашения предусмотрена поквартальная оплата и зависит от объемов, фактически выполненных в данный период работ.

— Правильно ли мы понимаем, что, согласно проекту концессионного договора, за нарушения, допущенные концессионером в ходе реализации проекта, штраф составляет 10 тысяч рублей? Что будет в случае разрыва договора?

— За нарушение сроков и условий соглашения установлена ответственность для концессионера в виде различных штрафов и взысканий.

Так, за нарушение срока создания объекта соглашения концессионер будет обязан заплатить неустойку в размере 10 тысяч руб. за каждый день просрочки. За каждый факт нарушения условий соглашения концессионер будет обязан выплатить концеденту штраф в размере 10 тысяч руб.

Кроме того, если концессионное соглашение расторгнуто по вине концессионера, то концессионеру не выплачивается его доходность, оплачиваются только уже фактически выполненные и принятые регионом работы.

— На что вы опирались в создании концессии? Единственный реализованный проект из подобных — в Екатеринбурге. Ряд других городов отказался от концессии с «Мовистой» из-за сильной нагрузки на бюджет. Ярославская область осилит подобное?

— Трамвай — это крайне востребованный, исторический вид транспорта для Ярославля, однако в настоящее время в его эксплуатации наблюдается ряд серьезных проблем, таких как существенный износ инфраструктуры и подвижного состава.

«Благодаря реализации проекта будут сняты инфраструктурные ограничения, увеличена средняя скорость трамваев»

Их удастся сделать более удобными и комфортными, повысить привлекательность перед личным транспортом.

Мероприятия по модернизации электротранспорта в совокупности с модернизацией автобусной маршрутной сети позволят обеспечить новый уровень транспортного обслуживания населения, соответствующего современным требованиям. К этому результату мы стремимся, поэтому было принято решение о возможности заключения соглашения ООО «Мовиста Регионы Ярославль» на представленных условиях в соответствии с законодательством.

Концессия включает в себя строительство и модернизацию трамвайных путей, инфраструктуры, приобретение подвижного состава и организацию перевозок. Чтобы региону реализовать весь проект самостоятельно, необходимо нанять разных подрядчиков на каждый этап работ. Один будет строить инфраструктуру, второй — закупать трамваи, третий — оперировать перевозками.

При таком подходе нет гарантии, что всё будет эффективно работать в комплексе. Поэтому региону нужен единый оператор, который гарантирует качественное выполнение всех этапов работ. Кроме того, если делать всё по отдельности, то итоговая стоимость проекта будет гораздо выше. Необходима непрерывность производственного цикла от и до.

В настоящее время уже реализованы аналогичные трамвайные проекты в Санкт-Петербурге, Верхней Пышме и Таганроге. ООО «Мовиста Регионы» уже подписало концессионные соглашения с Курской и Липецкой областью. В ближайшее время планируется подписание еще в 3 городах.

— На что в проекте делается упор? В будущем будет реализована новая трамвайная ветка? Строительство депо будет капитальным? Или запланированы ремонт и модернизация существующего депо?

— Упор делается на комплексную модернизацию трамвайной инфраструктуры с применением современных технологий и цифровизации ключевых процессов.

В рамках проекта будут модернизированы существующая трамвайная сеть и депо, а также приобретены 47 односекционных полностью низкопольных трамваев, комфортных в том числе для маломобильных групп населения.

Запланирована модернизация существующего депо для приведения в соответствие зданий и сооружений действующим нормативам и современному подвижному составу. Фактически вся трамвайная инфраструктура Ярославля должна быть модернизирована.

— Будет ли строительство новых путей? Если да, то где? Будет ли меняться схема маршрутов? Если да, то как? Будут ли меняться интервалы движения? Если да, то как?

— Работы по модернизации трамвайного движения в Ярославле планируется начать с 2023 года в рамках действующей маршрутной сети. Они будут производиться без остановки движения с использованием однопутного движения на реконструируемых участках, так что комфорт пассажиров будет затронут минимально.

Вопрос новых трамвайных линий рассматривается на перспективу. Схема движения трамвайных маршрутов не изменится.

К мероприятиям по реализации проекта подходим поэтапно. К процессу формирования графика движения трамваев приступим чуть позже. В конечном итоге в совокупности с модернизированной инфраструктурой и новым подвижным составом скорость сообщения будет увеличена, что позволит сократить интервалы движения.


— Кто будет определять, откуда заказывать трамваи и какие модели это будут?
Действительно ли Ярославль может получить низкопольных «Львят» модели 71–911ЕМ?

— В концессионное соглашение заложены основные требования к характеристикам подвижного состава. Конкретная модель и поставщик будут определены по результатам конкурса после заключения концессии.

В рамках проекта по итогам конкурсных процедур будет приобретен новый и современный подвижной состав, отвечающий всем современным требованиям комфорта, в т. ч. возможна поставка трамвайных вагонов модели «Львенок» 71–911ЕМ.

— Что за компания «Мовиста»? Что вы о ней знаете?

— ООО «Мовиста Регионы Ярославль» выступила инициатором и подала частную концессионную инициативу по трамваям. Условия, представленные в проекте соглашения, устроили регион, и было принято решение о возможности заключения соглашения в соответствии с законодательством.

Компания осуществляет комплексное транспортное обслуживание городских агломераций. Основными видами деятельности являются перевозки пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

Компанией реализуются проекты по развитию инфраструктуры городского электрического транспорта на основе концессионных соглашений. Уже запущено движение трамваев по первому в России межмуниципальному трамвайному маршруту Екатеринбург — Верхняя Пышма, подписаны концессионные соглашения с Курской и Липецкой областями по реализации проекта по модернизации трамвайной инфраструктуры и обновлению трамвайных вагонов.

— Принимают ли в конкурсе участие другие игроки, помимо ООО «Мовиста»?

— ООО «Мовиста Регионы Ярославль» выступила инициатором и подала частную концессионную инициативу по трамваям. Условия, представленные в проекте соглашения, устроили регион. В соответствии с законодательством концессионная инициатива была размещена на торговой площадке. В течение 45 дней для всех желающих была возможность подать альтернативную заявку на участие в проекте. За время размещения и до окончания приема заявок предложений от других компаний не поступило. В результате, согласно закону, концессионное соглашение будет заключено с инициатором проекта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем