В Ярославль не приехали троллейбусы, которые городу обещали в счет снесенного троллейбусного депо. «Яргорэлектротранс» заключил договор с подрядчиком ООО «Торговый дом «Транс-Альфа»» 6 июня 2022 года на поставку четырех штук. Судя по документации, троллейбусы должны были появиться в Ярославле в сентябре 2022 года.
«Срок поставки товара: в течение 90 календарных дней с даты подписания настоящего договора», — говорится в документации закупки.
Однако 8 сентября на сайте Госзакупок договор появился в новой редакции. Изменился и срок исполнения — с 6 июня 2022 года по 26 декабря 2022 года.
Мы поговорили о происходящем с главным редактором сайта Transportspb.com Владиславом Булгаковым. Специалист объяснил, что срыв сроков поставок случился не только в Ярославле, но и ряде других городов.
— Всё дело в том, что завод-изготовитель (АО «Транс-Альфа») набрал огромное количество заказов, при этом производственные возможности у них не такие большие. До начала 20-х годов они в среднем производили около 100 машин в год. Сейчас же эти объемы значительно выросли. На сегодняшний день им нужно поставить 189 троллейбусов в Петербург, 34 — в Брянск, 10 — в Альметьевск, 18 — в Братск, 6 — во Владимир, 7 в Читу, 4 — в Миасс. Большинство из них, в том числе петербургский заказ, должны были поставить до конца года. Но по факту сроки корректируются: в большинстве случаев заказчик входит в положение производителя и ничего не требует. Про штрафы говорили только в Брянске. При этом сам производитель продолжает участвовать в тендерах, выигрывать их и даже подавать жалобы, вот только какой смысл брать дополнительные заказы, когда у тебя завал и все дедлайны провалились? — сказал в разговоре с 76.RU главный редактор сайта Transportspb.com Владислав Булгаков. — В то же время все производители в начале года сталкивались с кризисом логистических цепочек из-за санкций, но сейчас уже все производители нашли выходы, в том числе и завод «Транс-Альфа».
Троллейбусы вместо депо. Как всё было
Троллейбусное депо № 1 на улице Городской Вал было закрыто в начале 2020 года, его территорию власти города отдали под строительство жилого квартала. По договору с застройщиком он должен был предоставить городу 1500 квадратных метров помещений и квартир в новом жилом комплексе на 14 млн рублей, проект пристройки к школе, новую тяговую подстанцию, троллейбусы и сделать вклад в развитие «Яргорэлектротранса» на 131,6 млн рублей. Ранее речь шла не менее чем о 10 троллейбусов, звучали даже цифры в 20 штук.
Изначально речь шла о том, что застройщик должен вернуть в общей сложности инвестициями около 245 млн рублей — в эту сумму оценили имущество депо (131,6 млн — стоимость зданий, 104,091 млн рублей — стоимость земли). Правда, позже оказалось, что вклад в развитие «ЯрГЭТ» — это и есть покупка тяговой подстанции и троллейбусов на 131 млн рублей. А остальные деньги подмосковный девелопер вернет проектом пристройки к школе (около 6 млн рублей) и квартирами. Стоимость квартир, вероятно, будет пересчитываться на момент ввода дома в эксплуатацию.
Застройщик исполнил часть своих обязательств по соглашению. Например, купил и установил новую тяговую подстанцию, которая будет питать электричеством центральную троллейбусную сеть за 60 млн рублей.
Из-за закрытия депо троллейбусы № 1, 7 и 8, которые базировались в нем, перевели в троллейбусное депо № 2 на улице Гагарина. Из-за этого они вынуждены вхолостую ездить по несколько километров каждый день до своих маршрутов. Мэрия собиралась обустроить дополнительные места для троллейбусов в трамвайном депо на Ленинградском проспекте. Но и с этим дело затянулось.
Депутат Ярославской облдумы, в недавнем прошлом первый заместитель гендиректора «Яргорэлектротранса», Валерий Байло высказал опасения о судьбе городских троллейбусов. Он полагает, что власти скрывают реальные планы о будущем электротранспорта и троллейбусы в Ярославле могут просто ликвидировать. Неутешительные выводы он сделал, опираясь на заявление Министерства транспорта России. Подробнее.