В этом году из 12 победителей всероссийской телевизионной гуманитарной олимпиады школьников «Умницы и умники» сразу трое оказались из Ярославской области. Причем все они — девочки. Готовиться к играм им помогали школьные учителя, педагоги «Новой школы», которая курирует олимпиады в нашем регионе, и победительница прошлогоднего сезона «Умниц и умников» Самира Раджабова. Теперь счастливицы смогут без конкурса поступить в МГИМО. Правда, для этого нужно будет еще сдать ЕГЭ по профильному предмету (у всех это история) как минимум на 75 баллов. Нельзя сказать, что путь к победе дался девчонкам легко. Были бессонные ночи, нервы и ошибки. Девочки рассказали нашему порталу, как именно они шли к званию самых умных в стране и что ради этого пришлось сделать.
«Умницы и умники» — всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада, выходящая на Первом канале с 29 ноября 1992 года. Является телеверсией конкурса поступления в МГИМО. Автор и бессменный ведущий — Юрий Вяземский, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО. В каждой передаче участвуют по 3 игрока. Они идут по трем дорожкам: зеленой (она состоит из четырех этапов, на ней дважды можно давать неправильный ответ), желтой (из трех этапов, ошибаться можно не более одного раза), красной (из двух этапов, но ошибаться нельзя). Кто первый придет к финишу, тот и победил.
«Заиграла музыка, и все растерялись»
Софье Скулябиной 17 лет, она учится в 11-м классе Провинциального колледжа. Софья рассказала об участии в проекте.
— Как вы попали в проект?
— Я с самого детства смотрела эту передачу. Мечтала, что когда-то и сама смогу в ней поучаствовать. О том, что у нас в регионе проводятся отборочные этапы, я долго не знала. Об этом мне рассказала подруга. Мы хотели вместе поучаствовать, но она в последний момент передумала, а я решила все-таки испытать себя. До федерального этапа был региональный. Он, как и федеральный, состоял из четвертьфинала, полуфинала и финала. На региональный финал приезжал сам Юрий Павлович Вяземский. По правилам игры на всероссийский этап с регионального проходят три победителя на дорожках. Кроме того, Юрий Павлович может лично отобрать для общероссийского этапа участников, которые ему понравились. Я попала на федеральный уровень, победив на дорожке.
— Как удавалось совмещать подготовку к конкурсу и учебу в колледже?
— Было тяжело. Времени ни на что, кроме подготовки, не было. Иногда поспать удавалось только 3–4 часа. Самое важное было — подобрать нужную литературу для подготовки. За месяц до конкурса всегда дается тема. Но звучит она максимально абстрактно. Например, на всероссийском финале у нас была тема «Российские педагоги и знаменитые наставники. Во всех областях жизни, не только в педагогике».
На региональном этапе список давали в «Новой школе», а на федеральном — надо было уже подбирать самому. И не факт, что ты угадаешь, по каким книгам будут составлять вопросы. Поэтому желательно охватить как можно больше источников.
— Сколько книг пришлось прочитать за время подготовки к региональному и федеральному этапам?
— Это невозможно посчитать. На региональном уровне было около 30 источников (книги, диссертации, методички) к каждому из этапов, а на всероссийском уровне — около десяти, но уже страниц по 800.
— Как удержать в голове столько новой информации?
— Главное — увлечься. Интересная информация сама запоминается. Но иногда приходилось и просто зазубривать.
— Вы на всех этапах всегда давали правильные ответы?
— На региональном этапе — да. На федеральном я ошиблась один раз и проиграла дорожку. Села на так называемую скамейку штрафников. Там уже отыгралась. И в финале допустила одну ошибку. Но одна ошибка там прощалась. На два других вопроса ответила правильно. И выиграла.
— Были вопросы, на которые вы не знали точного ответа, но ответить правильно помогла логика или интуиция?
— Да, общий уровень эрудиции не менее важен. Важно знать культурный контекст каждой эпохи. В этом случае можно выстроить свою версию, и она может оказаться правильной.
— Какой вопрос больше всего запомнился?
— Мне запомнился вопрос, который прозвучал в федеральном полуфинале. Этап был посвящен Толстому. И было два вопроса, на которые ответ из всего зала знала только я. А запомнился мне особенно один из них — когда в зале заиграла музыка и все растерялись. А я мгновенно подняла руку, потому что знала, что это. Это был вальс «На сопках Маньчжурии» из романа «Хождение по мукам». Героиня слышала этот вальс на Тверском бульваре.
— Каким вам показался Юрий Вяземский? На экране он кажется довольно строгим.
— Я встречала его еще до игр. Посещала творческую встречу с ним, когда была в 8-м классе. Была поражена его харизмой, эрудицией, умением владеть аудиторией. И когда мы приехали на федеральный этап конкурса, впечатление от него у меня было такое же. Поражает, с какой любовью он делает свое дело. Важное дело, так как он исполняет мечты ребят из провинции, из дальних уголков России. Видно, как он предан своему делу и как всецело ему отдается. Видно, что его волнуют судьбы участников. Это вызывает уважение. Я лично слышала от него в свой адрес фразу, когда проиграла на красной дорожке: «Я очень переживаю за Ярославль. За всех вас переживаю». И тогда я поняла, насколько этот человек открыт душой к участникам, насколько он хочет, чтобы у них всё получилось. И с каким уважением он относится к людям на порядок младше. Это очень подкупает.
— Кем хотите стать в будущем?
— Мне еще предстоит выбрать траекторию. Меня интересует сфера международных отношений, управления.
«Олимпиада стала тяжелым испытанием»
Валерия Тюрина — ученица 11-го класса гимназии им. А. Л. Кекина в Ростове. Ей 17 лет. Валерия тоже рассказала о своих впечатлениях от участия в телеигре.
— Поучаствовать в олимпиаде мне предложила мой научный руководитель, учитель МХК Татьяна Владимировна Печникова. Когда я училась в 10-м классе, прошел региональный этап. 11-й класс был посвящен федеральному. В общей сложности олимпиаде были отданы два учебных года моей жизни, — рассказала Валерия.
Девушка призналась, что были вопросы, на которые она не знала ответы.
«Мы все живые люди, а не энциклопедии»
При подготовке к этапам конкурса будущей победительнице пришлось прочитать десятки книг, сотни статей, ответить на несколько тысяч вопросов, составленных для самопроверки. Чтобы успеть изучить всё, что нужно, Валерия даже временно перешла в гимназии на режим самообучения.
— Совмещать учебу в гимназии и олимпиаду, на мой взгляд, было невозможно. Я перешла на самообразование, и школа отошла на второй план. Во время подготовки к олимпиаде я ставила эксперименты со сном, чего делать нельзя. Иногда не спала совсем, но обычно спала по 3–6 часов. Начинала готовиться в тот же день, когда присылали темы, так что интенсивная подготовка была в течение всего периода, — рассказала девушка..
Самым сложным для нее было справиться с волнением, внутренне привести себя в порядок перед игрой.
— Олимпиада стала для меня тяжелым испытанием, у меня было ментальное истощение. Но я научилась минимизировать его, когда наступал ответственный момент, — призналась Валерия.
При этом всем, кто хотел бы испытать себя в конкурсе, она советует хорошо подумать — готовы ли они пожертвовать сном и отдыхом ради этого.
«Не бросать начатое дело»
И последняя финалистка проекта — 17-летняя Татьяна Волкова, ученица 11-го класса Пречистенской средней школы Первомайского района. Татьяна рассказала, каким был путь к победе для нее.
— Я с раннего детства смотрела телепередачу «Умницы и Умники» на Первом канале и восхищалась ребятами. Тогда и подумать не могла, что смогу оказаться там же. В ноябре 2021 года мой учитель истории Алёна Ивановна Уханова предложила мне поучаствовать в Олимпиаде «Умники и Умницы Ярославии». Конечно, я согласилась. И не жалею, — рассказала Татьяна.
Количество вопросов, на которые пришлось ответить, она не считала.
— Я старалась активно работать на трибунах и зарабатывать ордена и медали. Вопрос, который принес мне победу, был про Галину Сергеевну Уланову — советскую балерину и педагога. Вернее, был озвучен список ее учеников, и после этого нужно было назвать их педагога. Я правильно ответила на вопрос и заработала орден!
Как и другие участники, Татьяна прочитала массу книг, статей, посвященных темам конкурса.
— Для участия в финальных федеральных играх я много времени посвятила самостоятельной подготовке и учебно-тренировочным сборам в Ярославском региональном инновационно-образовательном центре «Новая школа», в рамках которых проводились лекции и семинары. Мне с трудом удавалось совмещать подготовку к олимпиаде и учебу в школе, времени на отдых не было от слова совсем. К тому же это одиннадцатый класс, выпускной, требовалось время и на подготовку к предстоящим государственным экзаменам. Но, конечно, в приоритете стояла олимпиада, и ей я посвящала большее количество времени, — говорит девушка.
Самым сложным для нее было преодолеть волнение. А самым запоминающимся — знакомство с новыми людьми, сама атмосфера конкурса, слова поддержки от Юрия Вяземского.
— За это Юрию Павловичу отдельное спасибо! Без его настроя, той атмосферы, которую он создавал, было бы куда сложнее, — констатировала победительница.
Будущим участникам игр Татьяна посоветовала не бросать начатое дело, идти до конца, даже если шансы ничтожно малы.
— Определите цель и направляйтесь к ней. Как писал Томас Карлайл: «Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге», — говорит Татьяна.
Съемки финала проекта проходили в апреле, а в эфир выпуск выйдет на Первом канале 17 июня.