Город подробности

Шли пешком из деревень, чтобы работать здесь: как зажглась и угасла история кондитерской фабрики Ярославля

Почему у известного на весь мир предприятия закончился конфетно-букетный период

Сегодня здание фабрики скромно напоминает о бывшем величии

В октябре этого года известной кондитерской фабрике «Бельфор» исполнится 120 лет. Спустя больше чем столетие ярославцы и гости города, проходя мимо краснокирпичного здания, до сих пор, кажется, могут почувствовать запах шоколада и карамели. Купец Василий Кузнецов, который открыл производство в 1902 году, сделал так, что о местных сладостях узнали не только в соседних губерниях, но и за рубежом. Фабрика проработала до 2010-го, в последние два десятилетия под названием «Ярославлькондитер».

Кому сейчас принадлежит роскошное здание фабрики в квартале улиц Нахимсона, Первомайской, Андропова? С чего начиналась столетняя история ярославской кондитерки и почему фабрика закрылась? Рассказываем славную историю завода «Бельфор».

Разбогател на магазинах

Кандидат исторических наук, краевед и старший преподаватель ЯГПУ им. Ушинского Мария Александрова рассказала о том, какое место в истории Ярославля занимала всеми любимая «кондитерка», как ласково называют ее жители.

Фабрику построил племянник купца, который разбогател в Ярославской губернии на магазинах с бакалеей

— Всё началось с того, что предпринимательские таланты семьи Кузнецовых появились тогда, когда один из них — Василий — решил приехать в Ярославль и открыть в губернском центре небольшую лавочку, — рассказывает Мария Александрова. — Он торговал сахаром, кофе, чаем и, конечно, сладостями. Через 15 лет дела пошли так хорошо, что купец имел уже четыре лавки в Ярославле и два каменных дома на Рождественской улице (ныне ул. Нахимсона. — Прим. автора) и в Нерехте. К концу XIX века он сделал состояние на бакалейном бизнесе и стал одним из богатейших купцов нашего города, практически миллионером. Не имея детей, Василий Кузнецов завещал состояние племяннику — Василию Платоновичу. Тот давно мечтал об организации собственного кондитерского производства. В 1902 году кузнецовская фабрика была открыта. Оснащенная новейшей паровой машиной, она сразу оставила далеко позади всех местных производителей, а через пару лет ярославские сладости завоевали награды крупнейших международных выставок. Через три года началось строительство нового трехэтажного корпуса фабрики, который выходил на площадь Богоявления. Здесь расположились не только мастерские и складские помещения, но и жилые комнаты со столовой для рабочих.

Почему «Бельфор»


Роскошное здание появилось через пять лет после запуска производства

В 1909 году Василий Платонович дал своей фирме звучное имя «Г. Бельфор», в честь небольшого французского городка Belfort. Это название купцу предложили московские коллеги. Ассортимент фабрики уже в первые годы работы был широчайшим: шоколад, ирис, разнообразные виды печенья, не говоря уже о привычных пряниках и леденцах, которые могли удовлетворить любые предпочтения.

Кроме того, Кузнецов оказался невероятно талантливым маркетологом.

«Уже в начале XX века он использовал популярные сегодня маркетинговые приемы в стиле "Собери всю коллекцию"»

Фабрика «Бельфор» выпускала серии конфет «Генералы 1812 года», «Сказки Пушкина», «Русские поговорки» и многие другие, а покупатели с азартом коллекционировали красивые обертки. К юбилею Н. В. Гоголя Кузнецов выпустил конфеты «Ревизор», где на обертках были напечатаны отрывки из комедии. Трудно представить, сколько надо было съесть конфет, чтоб прочитать всё произведение. У Кузнецова была также «Ребусная» карамель, «Детская» с загадками на фантиках и «Гадательная» — с предсказаниями.

Выжить в Советском Союзе

Здание ужасно пострадало во время жесткого подавления Белогвардейского мятежа в 1918 году

В 1918 году, во время июльского Белогвардейского восстания Ярославль подвергся беспрецедентному артобстрелу и выгорел практически на треть. Центральные кварталы города тоже пострадали. Например, находящийся рядом с кондитерской фабрикой южный корпус Гостиного двора был разрушен настолько, что уже не подлежал восстановлению.

«20 промышленных предприятий после обстрелов и пожара во время подавления Белогвардейского мятежа вышли из строя навсегда»

Но фабрика Кузнецова (уже без своего владельца) смогла возродиться, на нее было свезено уцелевшее оборудование бывших конкурентов — Патеревского и Масленниковых. С этих пор бывшая фабрика «Бельфор» стала единственной кондитерской фабрикой в Ярославле, уже под новым названием «Путь к социализму».

Трудные времена наступили с началом Первой мировой (1914), когда стало не до конфет. Фабрика перешла на производство муки и макарон. Но после 1917 года «буржуям» Кузнецовым пришлось оставить свое детище, скрываться в родной Нерехте, затем эмигрировать. В это время фабрика была национализирована.

Воспоминания семьи рабочих фабрики


Здание фабрики спряталось в центральном квартале

Рассказ глазами краеведа и тех, кто лично работал на конфетной фабрике — это две параллельные истории. Нам удалось пообщаться с Надеждой Мясниковой, чьи родственники были строителями и первыми рабочими кондитерской фабрики на Нахимсона, 18.

— В начале XX века отец моей мамы Семен Карпов был отправлен из деревни на строительство корпуса кондитерской фабрики в Ярославль. Дедушка строил карамельный цех, который появился намного раньше, нежели шоколадный, — рассказала Надежда Мясникова. — В 1926-м он перевез в город мою маму Веру Карпову, которая с четырнадцати лет работала тянульщицей карамели. Она рассказывала, что именно там испортила здоровье — невозможно было остановиться есть такие вкусные сладости.

«Работа в цехе была тяжелая, в основном трудились подростки, а также дети тех, кто приехал строить цеха»

Они растягивали липкую сахарную ленту руками, закрепляя ее на большом крюке, а потом обрезали большими ножами. У наших конфет был особенный вкус, который нельзя ни с чем перепутать. Кроме того, мама вспоминала о многих энтузиастах, которые были готовы работать бесплатно, а всё ради того, чтобы ярославская карамель славилась на весь мир. Многие даже приходили пешком из деревень, например из Ткачей, чтобы трудиться на кондитерке.

Вместо конфет — химзащита


Внутренний двор здания фабрики сегодня. С одной стороны надстроили целых два этажа

Великая Отечественная война требовала на фронт совсем не конфет. Но ни в 1914 году, ни в 1941-м ярославская кондитерка не оставалась в стороне. И речь не только о макаронах.

— В начале Великой Отечественной здесь приступили к выпуску противоипритных бахил. Было трудно — необходимо освоить новую технологию, а работали здесь в то время 14–16-летние девочки. Трудились в противогазах по 12 часов, возили на себе сырье. При этом к 1942 году производство спецбахил достигло рекордных показателей — почти 2 миллиона пар. Фабрика вошла в число передовых предприятий промышленности страны, — рассказала краевед.

Иприт — боевое отравляющее вещество кожно-нарывного действия, которое применяли немцы во время войны. Противоипритная накидка должна предохранять дыхательные органы и кожные покровы воина от воздействия отравляющего вещества.

Кто владеет фабрикой сегодня

Часть корпусов используется и сегодня, а часть — разрушается

Сегодня корпус на Нахимсона № 18 находится в аварийном состоянии. Однако власти не особо контролируют происходящее со зданием, так как оно находится в частной собственности. С внутреннего двора видно, что здесь появился застекленный совсем не в историческом стиле надстроенный этаж, даже два. Многочисленные помещения бывших корпусов сдаются в аренду.

Изначально здание фабрики было трехэтажным

Вот что об этом рассказал Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области:

— Лицом, ответственным за безопасную эксплуатацию здания, является собственник строения. В компетенцию департамента входит лишь выдача разрешительной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, надзор за такими работами, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия.

В соответствии с федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Более того, заявлений о включении в перечень объектов культурного наследия иных зданий бывшей кондитерской фабрики «Бельфор» в департамент не поступало, — говорит исполняющая обязанности директора департамента Е. Н. Субботина.

Надстроенные этажи к историческому зданию в зоне ЮНЕСКО остались будто незамеченными законом и властью

Примечательно, что территория под зданием до сих пор значится на публичной кадастровой карте как производственная для размещения кондитерской фабрики. Такое назначение у земли под зданиями вдоль улицы Нахимсона (вплоть до дома № 16, который раньше был жилым, а сейчас в аварийном состоянии), а также у основного, что мы видим со стороны улицы Первомайской, и всего внутреннего двора. Иными словами, фабрика — это не только огромное здание из красного кирпича, а также всё то, где сейчас располагаются офисы и рестораны на улице Нахимсона. Большая территория.

По данным сервиса «Контур.Фокус», с 2015 года у здания № 18 числится 19 собственников. Один из крупнейших — московская компания «Бустер», занимающаяся недвижимостью. Это не агентство недвижимости, у нее нет своего сайта, но уставной капитал — полмиллиарда рублей. Компания не участвует в госзакупках, владеет ею на 90% бизнесмен Андрей Коваленко (не экс-хоккеист из Ярославля). Это совладелец птицефабрики «Зоомир» в поселке Красный Профинтерн.

Серое здание, здание из красного (и далее розового) кирпича — это всё бывшие корпуса фабрики

А можно иначе


В крупных городах России есть немало примеров, когда в корпусах закрытых промышленных предприятий устраиваются новые пространства в стиле лофт — выставочные залы, коворкинги, общественные пространства, культурные центры. Есть, например, проекты «Винзавод» и «Флакон» в Москве, «Севкабель порт» в Санкт-Петербурге.

Из этого следует, что памятнику может быть и 100 лет, и 300, но он в равной степени способен как служить городу, так и — при отсутствии ухода — уродовать его облик. А внешний вид Ярославля — это не только культурное наследие, но и туристический потенциал, который может быть обращен в прямой доход. Нашему городу повезло, он невероятно богат на архитектурные памятники, при этом многие из них буквально кричат о помощи. Наивно полагать, что все проблемы с реставрацией многочисленных старинных зданий решаются просто по мановению чьей-то властной руки. Кроме проблемы отсутствия средств, есть и ограничения, связанные с эксплуатацией и реставрацией памятников культуры. Тем не менее выход может состоять в разработке комплексных программ (а такие примеры уже есть), связанных с привлечением частных капиталов на льготных условиях, грамотно организованных волонтерских проектов. В любом случае эта проблема должна стоять в числе актуальных, необходимо привлекать к ней внимание и власти, и общественности.

Здание очень красивое по сей день

О том, как преобразить территорию этой фабрики и многих других в Ярославле, мы беседовали с экспертами в области креативного бизнеса. Они составили список промзон, которые можно сегодня использовать иначе, но с пользой.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем