В начале февраля президент России Владимир Путин поручил регионам заняться выводом промзон из центральных районов городов. Сделать это можно, создав на неиспользуемых территориях креативные кластеры.
Смысл заключается в объединении на одной территории разных творческих предпринимателей. Они вместе скидываются на аренду, в складчину облагораживают территорию. При правильном развитии кластера бизнесмены начинают зарабатывать, стоимость территории, на которой они находятся, увеличивается. Что важно, творческое пространство становится местом притяжения горожан, туристический потенциал города повышается.
В столице, к примеру, уже несколько лет существует специальная программа по преобразованию промзон. Крупные города вроде Санкт-Петербурга и Казани тоже занялись подобными проектами. Мы задумались, почему в Ярославле, который находится в непосредственной близости от Москвы, до сих пор не появился ни один такой креативный кластер? И это притом, что прямо в центре города насчитывается сразу несколько пустующих промышленных предприятий.
Мы решили поговорить об этом с экспертами в области креативного бизнеса. Спросили у директора и куратора Регионального агентства творческих инициатив Сергея Кремнёва и Юлии Кривцовой, что влияет на появление кластеров. Активисты известны многим ярославцам как создатели проекта Textil и организаторы экскурсий по фабрике «Красный перекоп».
Что влияет на появление кластеров
— На появление креативных кластеров влияет совокупность факторов: наличие подходящего объекта недвижимости, заинтересованность собственника в создании кластера, достаточный объем рынка креативных предпринимателей в городе, ну и просто текущая ситуация в стране. В Москве, например, кластеры начали появляться в том числе благодаря кризису: привлечь на территорию художников, дизайнеров значило создавать среду и креативные пространства при небольших вложениях и больших инициативах. Люди, вложившие деньги и силы в пространство, любят его и считают своим. За счет этого территория преобразуется и растет стоимость квадратного метра, что важно для собственника, — объяснил Сергей.
По его мнению, появление кластеров обусловлено не только ситуацией на рынке. В Ярославле есть потенциал объединить творческих предпринимателей. Но многое зависит от собственников помещений, которым более понятна история про деловой, офисный или торговый центр, а не креативный кластер. И тут надо признать, что, к сожалению, в России почти нет практики создания товариществ или кооперативов, когда предприниматели объединяются и в складчину выкупают здание для создания своего пространства. Это игра в долгую, все еще довольно рискованная в России.
— В Ярославле нет собственников объектов недвижимости, которые видят эту модель работающей для себя. У нас нет творческих предпринимателей, нацеленных на объединение в рамках одного пространства. Кроме того, отсутствует региональная или муниципальная программа поддержки креативной экономики. Тут важно отметить, что речь не о грантах, а о создании инфраструктуры развития отрасли. Такие программы есть в Калининграде, Ульяновске, — добавила Юлия Кривцова.
Какие территории могут стать кластерами
Для организации кластеров подходят доступные места с историей в центральной части города. Важно, чтобы в них было место для организации общественного пространства. Необходима возможность многофункционального использования этих мест.
— К примеру, у нас есть Мукомольный завод. Попытки обсуждать с владельцем развитие территории в контексте креативных индустрий ни к чему не привели. Важно же не только поставить там офисы рекламных компаний, но и наполнить людьми, которые создают реально новые продукты и сервисы. То, что можно назвать креативными индустриями. Мне кажется, собственник Мукомольного завода никогда не рассматривал такой вариант для себя и для города, — рассказал Сергей Кремнёв.
Помимо мукомольного завода в Ярославле есть другие пустующие промышленные предприятия. К примеру, в центре находятся бывшая табачная и кондитерская фабрики, закрытая типография. В последней, кстати, группа инициативных ярославцев уже пытались создать креативное пространство.
Сделать кластер пытались также в промзоне «теплоузел», на фабрике «Корд». С хозяином помещений обговаривали концепцию реорганизации. В одно из отремонтированных зданий даже привезли магазин дизайнерской мебели и освещения. На промышленной территории попробовали организовать фестиваль современной культуры, но формат мероприятия не понравился собственнику. Других инициатив, связанных с этой территорией, пока не поступало.
— Еще одна территория – фабрика «Красный перекоп». Собственнику много раз рассказывали об опыте создания креативных кластеров и показывали, как европейские и российские примеры таких пространств создают новую экономику в городе. Мы с 2013 года собственной инициативой создали пространство, которое назвали Textil. Вокруг нас все время объединялся малый бизнес, заинтересованный в том, чтобы стать соарендаторами будущего кластера и быть частью создаваемой нами истории. Процесс затянулся из-за признания зданий памятниками, процессом согласования проекта реставрации, поиском инвестиций. Хотя за годы работы проекта Textil директор фабрики Петр Шелкошвейн уже поверил в эту идею и увидел потенциал создания креативного пространства именно в той части фабрики, где расположился Textil, — сказал Сергей. — Мы продолжаем работать как культурный центр Textil, но теперь в другой части фабрики – в бывшем зале паровых машин. Там мы сделали музейную экспозицию, аудиоспектакль, проводим разные события, обсуждаем модели, по которым в будущем может пойти развитие фабричной территории. Плохо то, что мы ведем эту работу сами по себе, диалог настроен с жителями и гостями района, экспертным сообществом. А если люди не воспринимают пространство как кластер, не происходит синергии идей и ресурсов.
Почему у нас не приживаются кластеры
Это связано с двумя основными причинами. Первая — инициативные люди не видят в Ярославле перспектив, вторая — отсутствие должной поддержки муниципальных властей.
— Большинство людей думают, что провинциальный город, в котором ничего не происходит и жизнь идет своим чередом, — данность. Люди считают, что Ярославль медленный в плане принятия решений. Из-за этого много людей, которые занимаются креативной экономикой, понимают, что их рынок находится в Москве. Им легче переехать туда, чем пытаться тут создать свою аудиторию. Если сам город позиционирует себя как обращенный в прошлое, не заинтересованный в человеческом капитале и повышении качества жизни и среды, талантливые и успешные предприниматели, готовые что-то предложить, просто выберут для себя другой город, где свое время они потратят не на инерцию и невежество, а на самореализацию — объяснил Сергей.
Для появления креативных пространств нужна критическая масса творческих предпринимателей. Речь идет не о художниках, а о владельцах бизнеса, ориентированного на творчество.
— Они должны быть готовы объединиться, вложиться и выкупить здание, чтобы организовать там свое место работы. Необходимо также наличие программы поддержки со стороны государства, которое, во-первых, признает существование отрасли, во-вторых, создает инфраструктуру для просвещения, сотрудничества, поддержки творческих предпринимателей, — уточнила Юлия Кривцова.
Как власти могут помочь активистам
Власти могут помочь с созданием в городе креативных пространств сразу по нескольким направлениям. В первую очередь необходимо создать специальные агентства по развитию отрасли креативных индустрий. С помощью них можно улучшить коммуникацию между государством и предпринимателями и помочь активистам разобраться в финансовой сфере.
— Помимо этого нужно определять приоритетные отрасли креативной экономики для региона на определенный период времени. Важна организация профессиональных событий с целью консалтинга, нетворкинга, рекламы и маркетинга. Необходимы помощь с подбором льготной муниципальной недвижимости и включение в работу городских сервисов и служб (давать заказы креативщикам в некреативных сферах: дизайн публичных слушаний, программы бюджета и др.), — объяснила Юлия.
Юлия назвала основные сложности, с которыми они с Сергеем столкнулись во время организации ярославских проектов:
договориться с собственником об общих ценностях;
оформить отношения с собственником долгосрочно;
найти профессионалов, занимающихся креативным бизнесом, которые хотят объединяться;
получить интерес со стороны власти к нашей работе;
повышать общественную активность жителей.
Что думают о кластерах власти
Мы спросили у мэрии Ярославля, как она способствует созданию кластеров. Уточнили, почему в городе не появляются креативные пространства.
— Мэрия поддерживает проекты по созданию в городе креативных кластеров. Обращения бывают неоднократно в течение года. Обычно предлагают провести новые массовые мероприятия. Так, например, инициативная группа жителей города предложила необычный проект «Мы рисуем на машине». В День города проект был реализован при поддержке мэрии и вызвал большой интерес у горожан. Еще один интересный проект, который предложили жители города, — «Автокарнавал». Мэрия также его поддержала, проект был реализован в прошлые новогодние праздники. По инициативе горожан при их активном участии в Ярославле также были организованы фестивали исторической реконструкции, фестиваль живой музыки «Территория» и другие проекты. В целях реализации творческих идей управлением культуры мэрии Ярославля ежегодно ко Дню города проводится конкурс проектов, в котором может принять участие любой желающий.
Мы повторили вопросы, уточнив, что названные мероприятия не имеют отношения к креативным кластерам. Ответа властей пока не последовало.