В Ярославской области виновным в смертельном ДТП с военными грузовиками признали молодого солдата срочника. Руслан Остапенко сидел за рулем военного «Урала», который врезался в «Ниву» и «Газель» 17 июня 2020 года. Водители обеих гражданских машин погибли на месте. Расследование не начинали полгода, уголовное дело возбудили лишь в марте 2021. Всего за пять месяцев военные следователи собрали достаточно доказательств, чтобы суд вынес срочнику Остапенко приговор.
— Доказательства, собранные военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Ярославскому гарнизону, признаны судом достаточными для вынесения приговора бывшему военнослужащему по призыву Руслану Остапенко. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей «Нарушение правил вождения или эксплуатации специальной машины, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц», — прокомментировали в военном Следственном комитете.
Руслан Остапенко отправится в колонию-поселение на четыре года.
Как всё было. Хронология трагедии
Днем 17 июня 2020 года на трассе М-8 в районе поворота на Петровское в ДТП попали сразу несколько машин — легковушка «Нива», «Газель» и несколько военных грузовиков, двигавшихся колонной. Легковушку и «Газель» расплющило в колонне. Погибли два человека.
Очевидцы, ставшие свидетелями аварии, рассказывали, как всё произошло. По их словам, между грузовиками в военной колонне было огромное расстояние.
— Я видел, как они проезжали около поворота на село Деревни. Первой ехала машина ВАИ, далее — колонна. Разрыв между «Уралами» был более 100 метров. Колонна двигалась в сторону Москвы, два «Урала» ехали по правой полосе, три — по левой. Они не давали «Ниве» и «Газели» пойти на обгон. Позади по правой полосе ехали еще два или три «Урала». Поток на трассе был маленький, просто «Уралы» ехали по полосе обгона и мешали опередить их. Там, где я их видел, перед въездом в Петровское, по две полосы в каждое направление. Дальше идет сужение до одной полосы в каждую сторону. Авария случилась метров через 150–200 после сужения, — рассказал порталу 76.RU водитель Сергей Чернецкий, ехавший в тот момент по дороге.
А вот в Западном военном округе, которому принадлежала автоколонна, эту информацию отрицали. Военные утверждали, что виновники ДТП — гражданские водители, которые вклинились в колонну «Уралов».
— На автодороге Москва — Ярославль, в районе населенного пункта Петровское, в ходе движения колонны военной техники одной из воинских частей Западного военного округа в сопровождении специальных автомобилей Военной автомобильной инспекции два частных автомобиля, обгоняя колонну на большой скорости и нарушив правила дорожного движения, совершили вклинивание между большегрузными автомобилями, в результате чего допустили дорожно-транспортное происшествие, — рассказали в пресс-службе.
Но позже появилось видео самого момента ДТП, которое, кажется, сняло все вопросы. На кадрах с регистратора видно, что военные грузовики, действительно, движутся на значительном расстоянии друг от друга. Понять, что это колонна, было трудно.
Спустя несколько секунд расширение дороги закончилось, и автомобильный поток начал выстраиваться в вереницу. «Газель», «Нива» и автомобилист с регистратором оказались вклинены между грузовиками военной колонны. Машины впереди начали тормозить, один из «Уралов» смог увернуться от столкновения с «Газелью».
В этот момент водитель с регистратором резко ушел вправо, на обочину. Видимо он увидел приближающийся грузовик в зеркало заднего вида. Сразу после этого раздался удар, на лобовое стекло очевидца посыпались осколки. Шокированный очевидец произнес: «Фура все-таки подвинула этого мальца».
В аварии погибли два человека — водитель «Газели» и 19-летний водитель «Нивы». За пару месяцев до аварии 19-летний Кирилл Бажанов стал отцом, учился на спасателя.
Комментарий эксперта
Позже блогер-полицейский Василий Орлов, который ведет популярный канал на Youtube, опубликовал разбор громкого ДТП с военными «Уралами» в Ярославской области.
— Расстояние между «Уралами» было достаточно большое. И вначале было сложно сказать, движутся они в организованной колонне или едут как отдельные транспортные средства. Дорога начинает сужаться, и «Уралы» вклиниваются между другими машинами. То есть получается, что это не гражданские автомобили вклинились в военную колонну, а колонна вклинилась между гражданскими автомобилями, — считает Орлов.
При въезде в поселок Петровское установлен светофор. Автомобиль ВАИ и два первых «Урала» благополучно остановились у него. А вот у «Уралов», которые двигались сзади, остановиться не получилось.
— Третий «Урал» то ли проспал остановившиеся на светофоре автомобили, то ли у него отказали тормоза. Чтобы избежать столкновения, ему пришлось вывернуть на встречную полосу. Такая же проблема возникла у «Урала», двигавшегося сзади. Но он даже не стал пробовать вырулить, а просто протаранил гражданские машины, — анализирует ситуацию Василий Орлов.
Водитель фургона погиб из-за того, что основной удар пришелся в верхнюю часть. Можно ли было спастись в этом случае?
— Если бы у «Урала» было установлено что-то вроде отбойника, то водитель фургона остался бы жив. Возможно, в такой ситуации установить отбойник технически сложно, но тогда надо организовать движение колонны таким образом, чтобы в ней не оказывались гражданские автомобили. Второй вопрос — состояние тормозов на военных «Уралах». Третий — почему к управлению такими тяжелыми машинами допускают солдат-срочников, которые не имеют опыта, — считает блогер-полицейский.