

В селе Вятское Некрасовского района Ярославской области прошло расширенное заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, на котором рассматривались вопросы сохранения и использования музеев-заповедников и достопримечательных мест. Особое место заняли вопросы соблюдения законности в отношении использования земли на их территории.
Сохранение историко-культурных ценностей сегодня связано не только с определенными усилиями музейных работников, но и с правами на землю, на которой находятся памятники, в том числе и памятники природные. Земли эти, как правило, недешевы и весьма привлекательны с экономической точки зрения. Вот и пытаются отдать их, а точнее, продать, и не всегда законными способами, под коттеджные поселки, элитные базы отдыха и дачи вип-персон и т. д. Проблема заключается в том, что долгое время государству было недосуг, попросту руки не доходили до «каких-то там памятников» и земли под ними. Поэтому особо ушлые предприниматели часть земель уже прибрали к рукам, быстренько застроили и спокойно получили и продолжают получать прибыль с культурного достояния.
Сейчас власти вроде озаботились тем, что за бесценок уходит золотой фонд страны, но до наведения порядка в этой сфере еще далеко. С одной стороны, правовые нормы не всегда достаточны и предоставляют лазейки для нечистых на руку чиновников, с другой, – в большинстве своем земли эти по-настоящему не учтены и не описаны, что также дает повод для махинаций и коррупции. На прошедшем совещании отмечалось: «Сегодня наиболее актуальной является проблема охраны историко-культурного ландшафта в связи с повышенным интересом к землям, расположенным в охранных зонах. Существующее положение с застройкой в охранных зонах требует оперативного утверждения их границ, правовых режимов на территориях музеев-заповедников и других достопримечательных мест, постановки на кадастровый учет и регистрации».
Именно поэтому основной темой обсуждения стало создание единого комплекса мероприятий, составляющих основу государственной политики по охране памятников. Участники решили, что комплекс мер должен включать в себя паспортизацию объектов культурного наследия, определение границ памятников как объектов культурного наследия, в тот числе расположенных на территории музеев-заповедников, разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия. Причем последнее требует провести немалую работу по проведению историко-культурной экспертизы, утверждению границ и внесению сведений в государственный кадастр недвижимости, регистрацию ограничений по использованию земель, расположенных в зоне охраны памятников.
Открывая заседание, советник Президента России Юрий Лаптев отметил, что в поиске алгоритма, который поможет выработать меры по исправлению ситуации с сохранением музеев-заповедников и достопримечательных мест, важна активность всех участников процесса. Его поддержал заместитель министра культуры России, Андрей Бусыгин, обративший внимание на важность диалога власти и частного капитала в вопросе сохранения памятников истории.
«Сегодня есть желающие инвестировать в развитие музеев, – отметил и губернатор Ярославской области Сергей Вахруков. – Нам очень важно правильно выстроить взаимодействие. Что касается качественного определения прав собственности – основная работа по регистрации объектов проведена, но есть много памятников, расположенных в монастырях, зданиях, которые использовались ранее Русской православной церковью. Здесь возникает серьезный вопрос: как сделать так, чтобы сохранить прямое назначение этих зданий, но в то же время сохранить их с точки зрения уникального исторического и культурного наследия. По Ростовскому Кремлю мы такую работу начали, в ряде церквей проходят службы, мы постепенно возвращаем духовную жизнь в музеи, сохраняя при этом экспозиции. Совместное использование и грамотное выстраивание отношений – это возможность для дальнейшего развития».
Совещание не зря прошло на Ярославской земле. Здесь этот вопрос особенно актуален. Сегодня в крае работает один музей федерального значения – Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль», одно из важнейших для сохранения истории российской государственности мест. Есть шесть государственных музеев Ярославской области, много корпоративных, ведомственных музеев, музеев учебных заведений, в последние годы растет число частных музеев. Причем количество музеев не сокращается, а увеличивается. Только небольшой Некрасовский район, где прошло совещание, имеет семь музеев, которые посещают многочисленные туристы.
В то же время многие музеи недофинансированы. У них нет денег на паспортизацию объектов, экспертизу и размежевание земель. Да что греха таить, многие памятники, может, не самой первой величины, но несомненно, очень важные и интересные с историко-культурной точки зрения находятся в плачевном состоянии.
«Бытует мнение, что богатые люди – это такие качки-бандиты без мозга в голове и совести в груди, – говорит предприниматель Игорь Андреев. – Это такой образ из 90-х. Но я вырос на этой земле, и меня волнует ее судьба, в том числе и судьба памятников. И я, и многие другие бизнесмены готовы сами спасать памятники и помогать в этом государству. Но я, во-первых, должен быть уверен, что деньги не разворуют, а во-вторых, должны быть четкие юридические нормы, которых пока нет».
Еще одна проблема – это чиновничий бюрократизм. Например, сегодня достаточно сложно зарегистрировать участок земли, для этого нужно пройти не одну инстанцию. В связи с этим очень важно, чтобы федеральные органы власти и органы местного самоуправления работали согласованно, быстро и без лишних проволочек. А еще лучше, чтобы наконец заработал принцип одного окна, о котором так долго говорит Президент Медведев. Для решения проблемы охраны памятников он не менее актуален, чем для решения проблем простых людей.