Бизнес Страховые коллекторы стрясут долги по ДТП

Страховые коллекторы стрясут долги по ДТП

Несмотря на увеличение лимита выплат по ОСАГО, этих средств не всегда хватает для того, чтобы компенсировать нанесенный ущерб при ДТП. Разницу приходится взыскивать с виновника аварии. Но не все лихачи готовы платить за свои ошибки, и тогда страховщикам приходится подключать коллекторов.

Автоюристы отмечают, что до вступления в силу поправок в закон об ОСАГО лимита выплат в 120 тысяч рублей едва хватало, чтобы расплатиться с пострадавшими, и суды были буквально завалены делами о взыскании «недостачи». Увеличение компенсации до 400 тысяч рублей, которая теперь выплачивается на каждого пострадавшего, несколько облегчило ситуацию. Но если автомобиль дорогой или разбит буквально в хлам, допустимой суммы все равно не хватает. «У нас рассматривается дело по Volkswagen Touareg на 900 с лишним тысяч рублей. Машина дорогая, плюс фронтальный удар – повреждены передняя часть и все, что под капотом», – рассказала начальник юридического отдела ООО «А4» Юлия Боговина.

Если автомобиль потерпевшего застрахован только по ОСАГО, ему выплачивается максимум 400 тысяч рублей. Остальное он самостоятельно взыскивает с виновника, а тут уж как повезет. «Законом предусмотрена возможность вместе с исковым заявлением в суд подать заявление о принятии обеспечительных мер. На стадии подготовки дела к производству выдается исполнительный лист, который направляется приставам. И они арестовывают имущество виновника в пределах суммы исковых требований. Таким образом, ответчик не успевает освободиться от имущества», – подчеркивает Юлия Боговина. Остальное зависит от платежеспособности виновника.

Если есть еще и страховка по каско, ущерб сначала оплачивает страхования компания пострадавшего, а потом взыскивает с виновника. «ОСАГО страхует гражданскую ответственность водителя, если он становится виновником ДТП. У пострадавшего два пути: либо он получает возмещение по каско, либо он получает возмещение по ОСАГО за счет виновника, – добавил автоюрист Юрий Панченко. – При возмещении по каско страховая компания обращается в компанию виновника. Если лимита по ОСАГО не хватает, взыскивают напрямую с виновника». Это право требования называется суброгацией.

За последний год объем задолженности в сегменте автострахования вырос на 24% и составил 25-27 млрд рублей, свидетельствуют данные коллекторских агентств. На статистику повлияли падение платежеспособности граждан, рост стоимости запчастей, а также популярность автокредитования, при котором обязательно каско. Страховщики стараются решать дела в досудебном порядке через переговоры, предлагая виновнику скидки и рассрочки. Но сейчас должник совершенно другой: не боится ни суда, ни следствия. Поэтому приходится прибегать к действиям коллекторов. «Фактор третьей силы в лице коллекторского агентства, как правило, приносит положительный результат в коммуникациях с подобными должниками, – добавила руководитель управления суброгации «АльфаСтрахование» Александра Селиванова. – Частота и алгоритм передачи суброгационных убытков на аутсорсинг зависят от бизнес-процессов каждого страховщика. Для «АльфаСтрахования» это восемь месяцев. Нет смысла формировать у себя иллюзию по увеличению эффективности работы по истечении этого срока».

«В части процедуры взыскания убытков с виновников при недостатке лимитов у страховщиков, как правило, выстроены юридические процессы по взысканию задолженности, и в этом направлении работают юридические службы. Чаще используют процедуры исполнительного производства с привлечением приставов. Встречаются случаи привлечения коллекторов, но нельзя сказать, чтобы это было распространенной практикой», – добавил руководитель дирекции по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников.

Пока доля страховых денег в портфелях коллекторов составляет около 5%. Средний объем долга – 75 тысяч рублей. Сами коллекторы отмечают, что работа со страховыми долгами намного труднее, чем с банковскими – автомобилисты не понимают, почему образовалась задолженность. «Если долг за услуги ЖКХ или перед кредитором для должника понятен, но он отказывается по нему платить по тем или иным причинам, то сообщение о долге перед страховой компанией ему не понятно – он заплатил деньги за страховку и считает, что больше ничего не должен», – отмечает президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева. Причем, по ее мнению, вина лежит не только на нерадивых автомобилистах, но и на самих страховщиках, которые при оформлении договора плохо разъясняют условия и не информируют о возможности, например, расширить лимит ОСАГО.

Вместе с тем у виновной стороны есть «аварийный выход» – оспорить сумму нанесенных повреждений через судебную экспертизу. Если результаты обследования будут в пользу виновника, он уменьшит сумму выплат или избавится от них вовсе. Причем, как отмечает Юрий Панченко, за саму экспертизу заплатит пострадавшая сторона.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Мнение
«Чудовищно неблагодарная профессия!»: врач-терапевт откровенно рассказал об ужасах работы в поликлинике
Анонимное мнение
Мнение
Угрюмые люди, недоступные девушки и плохие авто: 27-летний китаец честно рассказал о впечатлениях от России
Джексон
предприниматель из Гонконга
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Рекомендуем