В Министерстве транспорта Ярославской области озвучили сумму штрафов, которую выплатили перевозчики за работу в городе после 1 апреля 2023 года. Наказание рублем начисляется в соответствии с законодательством и заключенными госконтрактами.
— По состоянию на 1 апреля 2024 года составлено 17,2 тысячи актов о выявлении нарушений условий контрактов перевозчиками, составлено 14,1 тысячи претензий с требованием уплаты штрафа на сумму 22 миллиона рублей. Штрафы выплачены в полном объеме, — сообщили 76.RU в пресс-службе Минтранса.
Напомним, 1 апреля 2023 года ярославские власти провели третий этап реформы, модернизировав транспорт. 137 городских маршрутов были сгруппированы в 34 лота на аукцион, по которому определили перевозчиков. В задачу перевозчиков вошла замена всего подвижного состава, причем власти сразу определили список требований к автобусам. Так транспорт в Ярославле стал в едином стиле: желтым с бортовой надписью «Яавтобус». Часть маршрутов изменили, салоны оборудовали валидаторами, а также разработали специальное приложение для отслеживания транспорта.
Кто возит ярославцев
ООО «Транспорт Ярославии»
Фирма работает на 46 маршрутах: № 5а, 5б, 8, 9, 10, 14, 15, 26, 30, 32п, 41а, 41б, 41п, 42, 42п, 49, 53, 56, 66, 68, 78п, 85, 01, 04, 012, 013, 019, 021, 041, 044, 049, 062, 066, 068, 099, 101, 104, 106, 118, 124, 135, 148, 153, 154, 154к, 178. За семь лет заработает почти 28 миллиардов рублей.
Участниками общества с 10 января 2023 года являются две компании — АО «Ярославское автотранспортное предприятие» (его учредитель — Министерство имущественных и земельных отношений Ярославской области) и московская фирма «Контроль-сервис». У «ЯрАтп» — 51% уставного капитала. Остальное фактически принадлежит «Группе Мовиста»: 49% у фирмы «Контроль-сервис», которая на 99% принадлежит московской компании «Группа Мовиста», а еще один процент компании «МПК» (за ней в числе учредителей также значится ООО «Группа Мовиста»).
Но вернемся к «Транспорту Ярославии». Ранее в числе соучредителей был костромич Александр Советников — фигурант уголовного дела по взяткам на транспорте. Его подозревают в передаче денег. Вместе с ним по делу проходит экс-глава дептранса Татьяна Черемных, экс-директор «Организатора перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев, его заместитель Олег Ивановский.
Стоит напомнить, что ООО «Группа Мовиста» — это основатель компании «Мовиста Регионы Ярославль», в пользование которой на 20 лет отдали по концессии ярославские трамваи и всю трамвайную инфраструктуру. В марте 2024 года компания приступила к замене трамвайных линий в Ярославле. А в апреле 2024 года министр транспорта Мурат Баснукаев рассказал о решении начать ремонт одновременно на всех направлениях. Это позволит выполнить работы до установленных контрактом сроков — до 2025 года.
Аналогичная модернизация транспорта уже началась в Перми, там на время ремонта трамвайных линий пустили дополнительные автобусы, подробнее о ходе ремонта рассказывали наши коллеги из 59.RU. Кстати, «Мовиста» также работает или уже завершила проекты в Курске, Екатеринбурге, Самаре и Красноярске.
ООО «Первая пассажирская компания» (она же «ПитерАвто»)
«Первая пассажирская компания» пришла в Ярославль в 2021 году по договоренности с главой региона Михаилом Евраевым из Санкт-Петербурга. Вместе с еще двумя новыми для города перевозчиками — «Ранд-транс» («Автомиг») и ПАО «Группа Автолайн».
Сейчас работает на 40 маршрутах: № 2к, 4а, 6, 7, 11, 12, 19, 21б, 22с, 25, 27, 28, 29, 34, 41, 62, 64, 76, 79, 90, 92, 99, 110, 117, 121а, 129, 131, 138, 139, 139п, 139а, 140, 140к, 156, 157, 160, 162, 176, 183, 191. За семь лет получит 14 миллиардов рублей.
Владельцем «ПитерАвто» является Леонид Бондаренко, который имеет доли в нескольких транспортных компаниях и автобусных парках в разных городах России. По данным сервиса «Контур.Фокус», Бондаренко — один из конечных владельцев предприятия «Волгабас» (VOLGABUS Limited Liability Company), которое находится в городе Волжском Волгоградской области и занимается производством автобусов и троллейбусов.
Помимо Ярославля транспортные компании Бондаренко работают в Северной столице, Москве, Ленинградской области, Петрозаводске, Волгограде, Чебоксарах и Сочи.
ООО «СтарТранс»
«СтарТранс» за семь лет заработает 17 миллиардов рублей на 25 маршрутах: № 4, 5, 13, 17, 19к, 21, 22, 23, 32, 33, 24, 39, 57, 58, 93, 105, 121, 122, 126, 127, 130, 130к, 136, 137, 184.
Компания «Стартранс» была зарегистрирована в 2015 году в деревне Пикино, входящей в городской округ Химки Московской области. Учредитель и гендиректор — Артем Бадалян. Также он владелец еще одной московской транспортной компании «Стаффтранс».
В 2020–2021 годах она получила контракты на несколько миллиардов рублей от государственного казенного учреждения Москвы «Организатор Перевозок» на пассажирские перевозки в столице на срок от одного до пяти лет. А в 2022 году — несколько опять же многомиллиардных контрактов «Мосавтодора», по контракту фирма должна будет обеспечивать компанию транспортом для перевозки рабочих и грузов. Известно, что скандально известная в Ярославле компания «Автомиг» арендовала автобусы у «Стартранса».
ООО «Ярославская транспортная компания — 2»
Работает на 9 маршрутах: № 1, 21т, 59, 65, 67, 70, 77, 119, 157к. За семь лет заработает почти 5 миллиардов рублей.
В сервисе «Контур.Фокус» сообщается, что «Ярославская транспортная компания — 2» была зарегистрирована в 2009 году в Ярославле. Среди ее основных видов деятельности — торговля транспортом, его ремонт и обслуживание, автобусные перевозки и другое.
С 9 марта 2023 года учредитель компании — ООО «Автономный Коммерческий Транспорт», которым владеет акционерное общество «Аксель». Ранее «ЯТК-2» владело акционерное общество «Ярославская Транспортная Компания» (в свое время принадлежало Комитету по управлению государственным имуществом Ярославской области). Гендиректором «ЯТК-2» является Гурам Макалатия.
ИП А. Х. Намазов
На маршрутах № 84с и 94с остался частник. ИП Асаф Намазов до реформы 2021 года работал на маршруте № 95 в Ярославле. Ярославские коллеги отзываются о нём как о добросовестном перевозчике. В качестве ИП он был зарегистрирован еще в 1999 году в поселке Красный Бор.
За семь лет на счет ИП должны перечислить около миллиарда рублей.
ООО «ГирфТранс»
Еще один «старичок» в ярославском транспорте. Основатель компании, он же гендиректор — Хасьятулла Гирфанов. Еще до транспортной реформы 2021 года маршрутки Гирфанова много лет возили ярославцев. И он — один из немногих ярославских перевозчиков, которым удалось остаться работать в городе до сих пор. Ему достались маршруты: № 2, 40с, 55, 97с.
Согласно данным «Контур.Фокуса», с 2018 года компания принадлежала Ольге и Хасьятулле Гирфановым, однако в мае 2023 года долю гендиректора поделили: по 20% принадлежат Дмитрию Ватутину (перевозчик из Ярославской области и владелец магазинов автозапчастей) и Светлане Орловой (перевозчик из Ярославского района), а 10% оставшихся — Хасьтулле.
За семь лет «ГирфТранс» заработает почти 3 миллиарда рублей.
ООО «Драйв»
Ярославская компания перешла на пригородные маршруты: № 102, 102а, 108, 123, 124к, 125, 145. За семь заработает миллиард рублей. По данным сервиса «Контур.Фокус», фирмой владеют Андрей и Константин Воронины. Андрей Воронин работал в Ярославле еще до транспортной реформы 2021 года. Про него и в мэрии, и в кругу перевозчиков говорят, что всегда работал на совесть.
ООО «ЯрБУС»
Еще одна ярославская фирма-перевозчик «ЯрБус» зарегистрирована в 2011 году в поселке Кузнечиха Ярославского района. После модернизации 1 апреля 2023 года обслуживает маршруты № 107, 112, 132. За семь лет работы по контракту получит почти 300 миллионов рублей. По данным «Контур.Фокуса», один из учредителей и директор — Михаил Климов. Также компанию делят Иван Судаков (30%) и Александр Лысенко (30%). Климов и Лысенко раньше были вместе одними из владельцев еще одной транспортной компании «Ярлайн», которая обеспечивает перевозки в области.
ООО «Альянс Авто»
Фирма «Альянс Авто» была зарегистрирована в Ярославле в 2017 году. Ее учредитель и директор — Валерий Семыкин. Компания занимается перевозками пассажиров автобусами в городском и пригородном сообщении. Работала в Ярославле еще до реформы 2021 года на маршрутах № 87, 97. После 1 апреля 2023 года работает на маршруте № 71с, за семь лет заработает около 600 миллионов рублей.