Экс-депутата муниципалитета Ярославля Дмитрия Соколова обвиняют в поджоге известного ресторана «Сквер 20/10» на Первомайском бульваре. Веранда заведения вспыхнула около 23:40 в понедельник, 30 октября, после того как в нее кинули горючую жидкость. На следующий вечер, 31 октября, Соколова задержали пьяным и пытающимся сбежать из города.
Что вообще происходит, почему политик поджигает ресторан, что ему за это будет — собрали все детали истории в одном тексте.
Попал в спину гостье заведения
Веранда ресторана «Сквер» работает круглогодично. В соцсетях заведения указан график работы: до полуночи по будням, до двух часов ночи в выходные.
37-летняя Анна уже собиралась уходить, накидывала верхнюю одежду, когда у ресторана показался неизвестный ей мужчина. Когда он кинул первый предмет, они с подругой бросились к выходу.
— Этого человека мы, естественно, знать не знали. Мы его увидели, уже когда уходили, оделись, встали с дивана. Подруга увидела, что кто-то кидает бутылку с «коктейлем Молотова». У него было [их] две. Первой не разбил стекло, а мы уже как бы выбегали, и вторая разбилась и попала мне в спину, — рассказала 76.RU Анна.
Анне обожгло обе руки, спину, поясницу, ягодицы и бёдра. Врачи оценивали ее состояние как средней тяжести. Возможно, ей потребуется операция по пересадке кожи.
Сама веранда вспыхнула за считаные минуты и прогорела почти полностью, остался только каркас, пара стульев да меню у входа. В главном управлении МЧС сообщили, что открытый огонь потушили ровно к полуночи, то есть минут за 15.
Чей ресторан
Управляющий заведением Леонид Климовицкий на следующее утро не готов был обсуждать пожар, журналисту 76.RU он сообщил, что узнал о произошедшем из СМИ.
— Никаких данных у меня нет. Давайте позже. Либо у полиции, они больше знают, — отрезал на вопросы 76.RU Леонид Климовицкий.
«Сквер 20/10» на Первомайском бульваре — культовое место. Публика там всегда собиралась интересная: в свое время заезжали актер Михаил Ефремов, шоумен Сергей Светлаков. В 2016 году летней веранде грозил снос, однако спустя семь лет она всё еще была на месте.
Ресторан «Сквер 20/10» работает как ООО «Инвестфуд», оно зарегистрировано по адресу сгоревшего заведения. Владеет компанией Валерий Киреев. Под этим юрлицом ресторан работает с 2019 года. Чистыми компания заработала за прошлый год 865 тысяч рублей при выручке в 57 миллионов рублей.
В отношении «Инвестфуда» несколько раз в год возбуждают дела за неоплату газа и электроэнергии. Земля под рестораном находится в собственности у компании, конечным владельцем которой можно назвать миллионера, бизнесмена и бывшего депутата Якова Якушева (участком на Первомайском бульваре предположительно владеет его сын). Сам Якушев владеет пристройкой «Волков-плаза», ярославским речным портом. В прошлом ему принадлежали здания Речного вокзала и гостиницы «Юбилейная».
Сейчас ресторан приостановил работу, ущерб еще не подсчитан. Основное здание тоже закрыто.
Кто такой Дмитрий Соколов
34-летний Дмитрий Соколов сегодня директор городского предприятия «Ярмарки Дзержинского района». С 2017 по 2022 год он был депутатом муниципалитета Ярославля. В этот же период получил должность директора МУП, заняв пост в октябре 2019 года. При нём предприятие в разы увеличило прибыль, но по-прежнему работало с убытком.
После ЧП в мэрии Ярославля сообщили, что не продлят с ним трудовые отношения.
Осенью 2022 года Соколов попал в пьяное ДТП, будучи лишенным прав за нетрезвую езду ранее. После чего его лишили членства в партии «Единая Россия». Сам Соколов не отрицал своей вины, на тот момент он уже не был депутатом, а решение партии счел справедливым. У директора муниципальных рынков тогда изъяли «Лексус» и оштрафовали на 200 тысяч рублей.
Летом 2023 года Дмитрий Соколов стал отцом двух близнецов, малышам сейчас три месяца.
В 2015 году Дмитрий Соколов, будучи помощником сенатора Анатолия Лисицына, подрался в баре с оппозиционером Ильей Яшиным*. Потом оба подали друг на друга в суд.
* 22 июля 2022 года Минюст внес Илью Яшина в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.
Не хотел убивать
В первые сутки полиция возбудила уголовное дело об умышленном уничтожении имущества. Но вскоре прокуратура потребовала передать дело в Следственный комитет и переквалифицировать по более тяжкой статье о покушении на убийство двух и более лиц общеопасным способом (ч. 3 ст. 30, пп. «а, е» ч. 2 ст. 105 УК РФ). Пункт «е» и вовсе обозначает мотив кровной мести. Речь может пойти о суровом сроке: от 8 до 20 лет колонии.
Адвокат Дмитрия Соколова Александр Толянин рассказал, что будет настаивать на возвращение дела в ранг уничтожения имущества, так как убивать его подзащитный никого не собирался.
«Он позвонил и предупредил владельцев, не хотел, чтобы люди пострадали. Факт, что покушаться ни на чью жизнь и здоровье он не собирался»
— И пошел-то уже в полночь, когда ресторан закрывался. Последние гости засиделись. Стекло разбилось, люди пострадали. Это его не оправдывает, но означает, что никого убивать он не собирался. Мы будем настаивать на статье об умышленном уничтожении чужого имущества, — сообщил адвокат Александр Толянин.
Также он добавил, что Дмитрий признал вину и объяснил, зачем поджег ресторан.
— В основе всего — бытовой конфликт между владельцами ресторана и жителями дома, ТСЖ которого возглавляет мама Соколова. Они (владельцы ресторана) хотели построить здание во дворе этого ТСЖ, жители ТСЖ против. Там уже достаточно долго идет тяжба, жалобы во все инстанции, есть исковое заявление в Кировском суде. Сын вступился за маму, подвыпив, таким вот диким способом решил помочь. Ничего тут политического, террористического, антисемитского и прочего нет, — рассказал коллегам из «Ъ-Ярославль» Александр Толянин.
Вечером 1 ноября в доме Дмитрия Соколова в деревне Поповке начались обыски.
После двух суток новостного накала мы еще раз позвонили управляющему заведения Леониду Климовицкому, чтоб услышать его мнение.
«Читаю весь этот бред, это всё слова: [что] Дима всех предупреждал. Я в шоке»
— Не могу больше сказать, идут следственные действия. Ущерб не считали, пока только думаем, как помочь пострадавшей девочке сейчас.