»горь —акуров работает над иллюстраци€ми к новой исторической повести Ѕориса јкунина
»горь —акуров работает над иллюстраци€ми к новой исторической повести Ѕориса јкунина

 орреспонденты 76.ru отправились в гости к известному иллюстратору, чтобы увидеть, где и как обретают свою внешность и характер персонажи писател€.

’удожник пригласил нас в свою домашнюю мастерскую, котора€ находитс€ в его квартире в центре города. ћы вошли в самый обыкновенный подъезд давненько побеленного дома — белый когда-то фасад покрыли развод — и попали в красивую просторную квартиру. ћастерска€ расположилась в полуподвальном помещении, спуск в который идет пр€мо из квартиры по красивой дерев€нной лестнице.

ѕервое, что бросилось в глаза — множество предметов в €понском стиле: веера, свитки. ћастерска€ как бы поделена на две части: цифровую и аналоговую. ¬ одной стороне стоит компьютер, за которым »горь —акуров ищет образы своих героев, а в другой — стол, вокруг которого вис€т эскизы, наброски и картины художника.

¬ мастерской художника много €понских вещей
¬ мастерской художника много €понских вещей
я не японию рисую, а представление о ней — ” вас так много €понских вещей в мастерской. ќчень нравитс€ эта страна?

— ”влечение японией началось параллельно с иллюстрированием цикла о ‘андорине, а достигло своего апоге€ в период работы над романом «јлмазна€ колесница». ≈сли кто не помнит, роман состоит из двух томов, второй из которых полностью посв€щен приключени€м ‘андорина в японии.

— Ѕыли в японии?

— Ќет, она у мен€ вс€ воображаема€. я ведь не японию рисую, а своЄ представление о ней, основанное на книгах, фильмах. ¬р€д ли в современной японии многое сохранилось от периода ћэйдзи (1868–1912 годов). –азве что в музе€х.

Ќа книжных стеллажах сто€т книги Ѕориса јкунина
Ќа книжных стеллажах сто€т книги Ѕориса јкунина
ƒетска€ мечта никуда не уходит

— ¬ас знают как художника-иллюстратора, в каких жанрах вы еще работаете?

— я пишу городские пейзажи — в любую поездку везу с собой этюдник и краски. “ак постепенно составились серии «¬енеци€», «Ѕалканские мотивы», «¬осточные путешестви€», «–усска€ провинци€». ѕишу портреты — как правило тех людей, кого € хорошо знаю, кто мне типажно и по-человечески интересен. ¬сЄ это — и городские сюжеты, и портретную живопись — можно посмотреть на моем сайте.

—  ак давно начали рисовать и как получилось, что вы стали иллюстрировать произведени€ известных авторов?

— ¬сЄ началось в раннем детстве, когда, наслушавшись песен в исполнении –обертино Ћоретти, € принималс€ ежеутренне распевать их в полный голос, не дава€ спать никому в доме. “огда родители выдали мне карандаши и бумагу, дабы вместо вокальных упражнений € рисовал. “ак € и пристрастилс€ к рисованию. »ллюстратором захотел стать тоже в детстве под впечатлением от многотомной «Ѕиблиотеки приключений». „итатели постарше наверн€ка хорошо помн€т это попул€рное издание, снабженное большим количеством иллюстраций таких признанных мастеров, как √енри Ѕрок («ќстров сокровищ»), ∆юль ‘ера («ѕохитители бриллиантов»), »ван  усков («“ри мушкетера») и многие другие.

—  огда точно решили, что станете художником?

— ƒовольно поздно.   тому времени € уже окончил политехнический институт, но пон€л, что детска€ мечта о профессии художника никуда не уходит и еЄ надо осуществить. ѕоступил (со второй попытки) в €рославское художественное училище, потом в московский полиграфический институт. ћне всЄ врем€ везло на прекрасных педагогов — и в училище, и в институте.

— „то нужно, чтобы стать успешным в творческой профессии?

— “алант, усидчивость и чуть-чуть везени€.

«а столом художник делает наброски иллюстраций
«а столом художник делает наброски иллюстраций
—то тридцать п€ть листов убористого текста

—  ак познакомились с јкуниным?

— я написал ему в интернете в 2004 году, что хочу иллюстрировать его произведени€. — тех пор мы работаем.

— ¬ы читаете произведени€ перед тем, как начать его иллюстрировать?

— ј как же иначе? ¬от у мен€ на столе рукопись нового романа. Ёто беллетристическое приложение к п€тому тому «»стории –оссийского государства». –укопись выгл€дит как этака€ стопочка в 135 листов убористого текста. Ќа пол€х куча моих пометок, сделанных во врем€ чтени€ – на тему погоды, времени суток, внешности героев, их возраста…

—  огда читаете рукопись, начинаете делать иллюстрации, есть какое-то чувство трепета и радость от того, что читаете произведение одним из первых?

— Ќачинать книгу всегда веселее, чем еЄ заканчивать.  огда автор присылает новый текст — это всегда большое событие дл€ мен€.

ћногие вещи в €понском стиле »горь —акуров сделал сам
ћногие вещи в €понском стиле »горь —акуров сделал сам
¬стречаю персонажей на улице

—  ак по€вл€етс€ внешность персонажей?

— Ћицо — это очень сложна€ конструкци€, его невозможно придумать, можно только чуть подкорректировать — нос из орлиного сделать картошкой, усики какие-нибудь подрисовать, прическу сменить. ѕоэтому внешность персонажей беретс€ из интернета или из окружающей действительности.

— ¬стречаете на улице своих персонажей?

— ¬стречал и неоднократно. ќднажды в италь€нском городке Ћидо ди ≈золо увидел магазинчик, на котором была вывеска «ћаса». ¬ошел, а за прилавком стоит щекастый азиат, вылитый слуга ‘андорина. ѕопросил позволени€ его сфотографировать и получил серию снимков, которыми впоследствии неоднократно пользовалс€, рису€ ћасу.

— ≈сть персонажи, прототипами которых стали €рославцы?

— ƒа, такие есть. Ёто јнисий “юльпанов («ѕиковый валет», «ƒекоратор»), прототипом которого €вилс€ »горь ќвчинников, бывший одноклассник моей дочери. Ёто художница ћавра («»з жизни щепок»), котора€ получилась похожей на мою дочь. ј известный €рославский издатель ћихаил Ќ€нковский «одолжил» свою внешность Ћьву ћиркину, офицеру-заговорщику из романа «Ќе прощаюсь».

— Ѕывает, что ваше виденье геро€ и то, каким его представл€ет автор, не совпадает?

— “акое изредка случаетс€.   примеру, персонаж «јлмазной колесницы» доктор “вигс почему-то представл€лс€ мне толстым одышливым д€дькой.  огда же € всЄ-таки задал вопрос автору, тот ответил, что по типажу “вигс «этакий ѕаганель». ѕришлось нарисовать “вигса тощим и длинным.

’удожник любит работать под звуки музыки
’удожник любит работать под звуки музыки
¬ мастерской есть и сказки, которые иллюстрировал »горь —акуров
¬ мастерской есть и сказки, которые иллюстрировал »горь —акуров
»горь —акуров рисует не только иллюстрации, но еще и портреты, и городские пейзажи
»горь —акуров рисует не только иллюстрации, но еще и портреты, и городские пейзажи
Ќа дружеских встречах художник часто делает наброски
Ќа дружеских встречах художник часто делает наброски
»з путешествий »горь —акуров привозит не магнитики с видами городов, а свои рисунки
»з путешествий »горь —акуров привозит не магнитики с видами городов, а свои рисунки