Услуги курьеров становятся всё более популярными. Сервисы по доставке продуктов и вещей развиваются бурно. Заказать домой можно, кажется, почти всё: от пакета молока и стирального порошка до еды из ресторана. А как устроена эта работа изнутри? Ярославец, проработавший месяц на такой должности, рассказал о плюсах и минусах профессии, районах Ярославля, куда курьеры не любят ездить, и о том, какие продукты труднее всего возить.
Нужно мыть тряпкой распределительный центр
Александру (имя изменено по просьбе героя публикации. — Прим. ред.) 35 лет. В конце августа он ушел с завода, где проработал восемь лет, и устроился курьером.
— Честно, просто надоело на одном месте, — объяснил он свое решение. — Я четко знал, на что иду. Долго готовился к увольнению, продумывал и просчитывал все варианты. Специально ушел в начале осени, когда студенты начинают учиться, а другие курьеры увольняются из-за погоды. Значит, я без работы не останусь! Оценил условия разных компаний. Где-то нужно самому собирать доставки — взвешивать и тому подобное. Где-то заставляют периодически мыть тряпкой распределительный центр. Я выбрал фирму, условия которой мне показались более комфортными.
Наш герой рассказал, что работает при помощи приложения на смартфоне.
— Пришел в точку начала работы, нажал «начать плановый слот» и ждешь заказ. Слот — это смена. Специально придумали такое слово, чтобы избежать трудовых споров. Слоты бывают двух типов — свободный и плановый. Первый можно начать и закончить, когда угодно. А второй нужно отработать полностью. Например, с 10 до 17. Когда приходит заказ, нужно нажать кнопку «принять» на экране. Далее программа сама выдает адрес кафе или магазина, куда нужно прийти за заказом, и назначает адрес и время доставки. Всё просто, — объяснил Александр.
По словам мужчины, заказы между курьерами распределяет программа.
— Очередность вроде как зависит от рейтинга курьера. Если накосячить, то он может снизиться. Но бывалые курьеры говорят, что это не так. Один заказ — одна доставка. Бывают мультизаказы, когда надо забрать из одного кафе два заказа на разные адреса или из двух ресторанов — одному клиенту, — говорит Александр.
За 3 часа заработал 1,5 тысячи
По нашей просьбе Александр рассказал о плюсах и минусах работы:
— Работа мне нравится. Платят хорошо — за каждый заказ минимум 80 рублей. А если ехать далеко, то можно получить все 250–300. Деньги приходят каждый день. Вчера за три часа заработал 1,5 тысячи и поехал домой. Но есть нюансы. Я езжу на своих велосипеде и мопеде. Приходится постоянно что-то ремонтировать — тормоза, тросы, проколы. В сентябре в клочья разорвало покрышку. То есть нужно учитывать этот фактор и понимать, что много времени и денег будет уходить на техобслуживание.
Только не пицца!
Больше всего курьеры не любят возить пиццу.
— Ее нельзя переворачивать и нужно каким-то образом везти горизонтально. Иногда бывают довольно тяжелые заказы из продуктовых магазинов. Но я понимаю, что это моя работа. Самое сложное, когда приходит двойной заказ — из одного кафе надо забрать два заказа двум разным клиентам или из двух кафе — двум клиентам. Один раз мне дали задание забрать три пиццы. Проходит минута, и добавляют: «А отвези-ка ты, дружок, еще и продукты из магазина». Э-э-э, как? Пакеты с продуктами вешаю на руль, остальное в рюкзак — нарушаю ПДД, везу плохо закрепленный груз. Кистями рук держу пакеты, один палец на тормозе, второй на сцеплении, локтями сжимаю рюкзак, при этом нужно следить за дорогой и управлять мопедом.
Не любит центр и частный сектор
Также Александр рассказал, в какие районы Ярославля он не любит возить заказы и почему:
— Я не люблю частный сектор — там дороги хоть и подсыпаны, но ехать по ним всё равно невозможно. А ещё почему-то люди не пишут адреса на домах и заборах. Можно проехать 10–15 домов и не будет ни одной надписи. Потом будет одинокая цифра 21 и снова 5–6 домов без опознавательных знаков. Не знаю, как другие, а я еще не люблю районы старой жилой застройки. В них тоже можно запросто заблудиться, адресов нет, стоят эти дома не пойми как.
В последнее время «непроходимой» территорией стал еще и центр города.
— Центр города весь перерыт! Тротуаров нет и рабочих нигде не видно. Что вообще происходит? Накопали ям, сняли асфальт и пропали. Надеюсь хотя бы, что в итоге всё сделают красиво! — возмущается Александр.
Еще одна трудность, с которой приходится сталкиваться — дома-ребусы:
— Есть чудо-дом — Гагарина 20, 18, 16 и Павлова, 15 и 17. Здание одно, а адресов пять! Как вы думаете, сколько в нём первых подъездов? Правильно, все!
«Проверьте, чтобы курица была свежая»
Александр говорит, что совсем неадекватных клиентов не встречал. Но некоторые неожиданности случаются.
— Иногда в сообщении пишут просьбу типа «Проверьте, чтобы курица была свежая». Открываю в телефоне список продуктов, а там ее вообще нет, только кошачий корм и молоко с хлебом. Я в таких случаях звоню клиенту и уточняю. Обычно отвечают: «А, да, это я перепутала!».
«Это он не специально»
— Работа курьером связана с ездой по городу. А водители все нервные и любят ругаться. Иногда приходится сталкиваться с хамством со стороны водителей. Недавно ехал по Которосльному мосту из центра. Была пробка, я ехал в правом ряду около 30 км/ч. И тут вдруг передо мной через двойной отбойник перепрыгнул на проезжую часть парень. Встал и стоит. Я только и успел крикнуть, чтобы он отбежал. Чудом удалось избежать столкновения. Как с этим справляюсь? Сам себя успокаиваю и говорю себе: «Он меня не заметил», «Это он не специально, меня не было видно». Сам себе постоянно напоминаю: все болезни от нервов, не стоит держать в себе зло!
Напомним, недавно мы писали об особенностях работы учителем и воспитателем.