Образование интервью «А мама сказала, что вы дурочка»: учительница из Ярославля выдала правду об изнанке профессии

«А мама сказала, что вы дурочка»: учительница из Ярославля выдала правду об изнанке профессии

И реальных заработках

Почему молодые учителя не спешат работать в государственных школах?

5 октября в России принято поздравлять тех, кто формирует будущее наших детей и влияет на их развитие. Каждый год в этот день мы вспоминаем и отмечаем важную роль учителей, их неоценимый вклад в общество. В этом материале мы публикуем рассказ учителя одной из школ Ярославля о бесконечной волоките с документами, хамящих учениках и других нюансах профессии.

Ольга Иванова (имя изменено по просьбе героини публикации. — Прим. ред.) работает учителем уже шесть лет. Ведет уроки русского языка и литературы, плюс к этому — классное руководство. Ольга решила, что хочет уйти с работы в государственной школе и оставить профессию педагога. Почему?

«Тебе просто говорят, что нужно делать, и всё, ты должен начать это делать»

С сентября 2022 года в образовательную программу школьников добавилось дополнительное занятие в формате классного часа «Разговоры о важном». На этих уроках обучающимся рассказывают об особенностях жизни в современной России, патриотизме и СВО. Что о нововведении думает учитель из Ярославля?

— «Разговоры о важном» проходят у нас с прошлого года. Темы, которые там поднимаются, действительно стоит с детьми обсудить. Разработки, которые приводятся на сайте, можно использовать частично, и это радует. Потому что коллективы и классы очень разные, и в зависимости от класса кому-то нужно посмотреть только видео, кому-то можно и нужно поговорить, кому-то нужно выполнить творческие задания, — рассказала Ольга. — Еще с этого года мы также проводим детям занятия по профориентации, и большинству эти занятия интересны, потому что мы обсуждали темы, о которых они знают, но поверхностно. Например, это система образования в России: им было интересно узнать, что нужно для колледжа, что нужно для университета, какие вообще специальности существуют.

Помимо основных обязанностей учителя — вести занятия, писать программу к ним, проверять тетради и контрольные работы — часто педагогам приходится дополнительно заниматься разными программами, которые запускаются уполномоченными ведомствами. Предлагаемые конкурсы интересны и увлекательны, но из-за и без того загруженного графика работы учителей и расписания занятий у школьников часто ни у одних, ни у других не хватает сил и желания на дополнительные задания.

— Проблема в том, что проекты эти исходят из разных инстанций и они между собой работу не согласуют. В итоге получается, что выполнить проекты качественно нереально. Помимо того что загружены учителя, загружены и дети. У них есть кружки, занятия помимо школы. Кто действительно активный и готов что-то делать, они после школы бегут на свои занятия, им некогда заниматься теми проектами, которые придумывают. Плюс к этому различные классные часы, которые были введены. Тебе просто говорят, что нужно делать, и всё, и ты должен начать это делать. Это проблема не в школе, а именно в вышестоящих органах, которые у нас занимаются образованием. Задачи, которые они отправляют сверху, не соотносятся с основными обязанностями учителя. Если посмотреть список обязанностей учителя на день, то есть куча моментов, которые даже не связаны с педагогической деятельностью. Просто организуй, организуй, организуй. И непонятно, что нужно организовать, — рассказала Ольга.

График работы учителя

Из-за дефицита педагогов в школах с этого года в Ярославской области начнут переучивать учителей начальных классов на учителей-предметников. Омбудсмен по правам человека назвал ситуацию тревожной тенденцией, ведь дефицит кадров, по его мнению, растет, в том числе из-за низких зарплат. Но, как рассказала наша героиня, в школах Ярославля давно применяется подобная практика, только в обратную сторону, когда профильные учителя ведут дополнительно занятия и у начальных классов.

— В школе, где я работаю, и так есть учителя, которые по первому образованию должны вести математику, алгебру с геометрией, но вместе с тем они еще в начальных классах преподают. В этом нет ничего плохого. Главное, чтобы расписание удобное составляли для таких педагогов и чтобы люди к этому были готовы, добровольно шли на допнагрузку. Например, для меня работать учителем начальных классов вот очень сложно. Я люблю, когда все-таки больше тишины. Дети начальных классов требуют очень много внимания, больше, чем остальные школьники, — поделилась учительница.

Один из плюсов в работе учителем — удобный график. Как отметила наша героиня, если брать адекватную нагрузку по часам, в норме это 18 часов в неделю, то со второй половины дня учитель свободен. Наша героиня совмещает работу в школе с преподаванием в высшем учебном заведении.

— Нагрузка по часам у меня 23–24 урочных — русский, английский и литература. Вообще нагрузка у учителя должна быть 18 часов по нормам, у меня чуть больше, но это терпимо. У меня вот 24 часа получается, и их я умещаю в четыре рабочих дня. Расписание у меня достаточно адекватное, то есть я не сижу по десять уроков в день. Обычно у меня там 5–6 уроков, плюс может быть внеурочка в какой-то день, — рассказала о своем графике работы в школе Ольга. — У работы учителем есть одно большое преимущество — помимо школы мы можем еще заниматься репетиторством. Можно распределить нагрузку в несколько дней и при этом продолжать заниматься еще какой-то своей дополнительной деятельностью.

«А мама сказала, что вы дурочка»

Как отмечает учитель, работа с детьми — одна из самых приятных составляющих в работе. Да, зачастую бывает сложно найти общий язык с подростками и завоевать их доверие, но главное — стать с ними друзьями. Огромное влияние на поведение детей в школе оказывают родители.

— Если мы сравним с поколением наших родителей, то тогда озорство было тоже, только условия были другие. Не было, например, телефонов. Но, опять же, шутки какие-то, приколы, попытки друг друга оскорбить, унизить — всё то же самое, что есть и сейчас. Важен подход к детям, нужно им прививать доброту и уважение. Дети могут нахамить и ответить, но так было всегда. Плохое поведение идет из семьи, если родители уважают профессию учителя, то и с детьми никаких проблем не возникает. А если дома сказали, что учитель-дурачок, то дети потом приходят в школу и транслируют это уже там: «А мама сказала, что вы дурочка». Ну и как бы о чем дальше разговаривать, если это было взято от родителей.

«В школе, в принципе, заработать можно»

По данным Ярославльстата, средняя зарплата у работников образовательных организаций общего образования составляет 49 тысяч рублей. Соответствует ли это действительности, прокомментировала наша героиня.

— Если кто-то думает, что в школе нереально заработать денег, то это не совсем так. Вопрос в том, готов ли педагог повышать свою квалификацию, заниматься творческой деятельностью, ну и интересоваться увлечениями детей. Опять же, если подумать про другие сферы — в них тоже требуется повышение квалификации. Везде нужно работать и везде нужно свои навыки улучшать. Зарплата зависит от категорий и других функций, которые выполняет учитель, но при нагрузке с 18 до 30 часов можно получать до 50 тысяч рублей, — отметила Ольга.

Несмотря на то что Ольга Иванова любит свою работу и давно уже в профессии, она решила уйти из преподавания. Как объяснила учительница, причина даже не в зарплате или неблагодарных детях с родителями, а в самой системе образования, в которой с каждым годом становится всё невыносимее работать.

— Почему я думаю уйти из образования? Этот вопрос даже не связан с детьми. Это связано с огромным количеством задач, которые сбрасываются на учителя. Нет единого плана работы. А если он и есть, то сверх него наваливается слишком много того, что нереально выполнить. Если бы Министерство образования скооперировало свою работу со школами, то дела бы, конечно, в образовании обстояли по-другому и бегущих из школы учителей было бы гораздо меньше. Часто бывает так, что из-за допзадач ты не можешь заниматься своими непосредственными обязанностями, — объяснила Ольга.

Топ-4 ситуаций, которые больше всего раздражают учителя:

  • срочные задачи, которые не вписываются в расписание;

  • когда коллеги наказывают весь класс из-за одного ребенка, который плохо вел себя;

  • дежурство по школе, так как на переменах нужно решать много вопросов;

  • когда родители не сообщают о том, что ребенка не будет.

Ранее мы публиковали монолог воспитательницы детского сада о трудных родителях, сопливых детях, зависимости от гаджетов и зарплате.

Если вы тоже готовы честно рассказать об изнанке своей профессии, пишите нам в Telegram или во «ВКонтакте».
Звоните круглосуточно8-905-645-9232
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем