Признавайтесь, вам тоже часто навязывают рекламу по телефону, предлагая «специальные предложения»? Нашего корреспондента одолели звонками с неизвестных номеров. Причём звонят обычно в самый неподходящий момент: то во время планёрки, когда некогда отвлекаться на посторонние разговоры, то вечером, когда хочется отдохнуть дома после тяжёлого дня.
Мы поинтересовались у специалиста Федеральной антимонопольной службы, когда законны подобные звонки, а когда — нет. Как найти управу на надоевших сотрудников кол-центра и вправе ли ярославцы требовать моральную компенсацию за надорванное терпение? На вопросы ответила начальник отдела контроля органов власти и рекламы Ярославского УФАС Анастасия Семенюк.
— Когда рекламные звонки законны, а когда — нет?
— Такие звонки законны, когда есть согласие от лица, которому звонят. Если такого согласия нет — звонок незаконен.
Ссылаясь на закон «О рекламе», вы вправе требовать от рекламораспространителя перестать названивать. Если после этого звонки не прекратятся, ваши права нарушены. Также по закону запрещены автоматические рассылки звонков и сообщений.
— Как бороться с рекламой по телефону? Куда жаловаться?
— Вам нужно написать обращение в Ярославское УФАС России. В обращении должно содержаться описание всех фактов, свидетельствующих о наличии нарушения: исходящий и входящий номера, дата и время звонка, подтверждающая запись разговора.
Оставить обращение можно, перейдя по этой ссылке.
— Предусмотрен ли штраф для фирмы, которая постоянно названивает?
— Юридические лица — от 100 до 500 тысяч рублей, должностные лица — от 4 до 20 тысяч рублей.
— Положена ли компенсация ярославцам, которым неоднократно названивают фирмы?
— Компенсация морального вреда положена только в судебном порядке. Информации о таких прецедентах в практике Ярославского УФАС России нет.
— Является ли номер телефона персональными данными абонента?
— Нарушения в части предоставления сведений об абоненте, на которого зарегистрирован конкретный номер, контролируется Управлением Роскомнадзора по Ярославской области.
В федеральном законе «О персональных данных» сказано: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом».
Вам часто звонят с рекламными предложениями?
Иногда за телефонными звонками скрываются мошенники. Осенью мы провели собственное расследование: вышли на след аферистки, которая требовала с ярославских предпринимателей деньги за оформление документов, гарантирующих спокойную жизнь при проверках разных ведомств. Малому бизнесу это всегда головная боль — Пожнадзор, Роспотребнадзор. В это место и ударили аферисты. Просят всего ничего — несколько тысяч, чтобы все документы были в порядке. Как ловили мошенников, читайте в нашем материале.