Сегодня внезапно на Ярославль обрушилась новость — Волковский театр объединяют с Александринским. Что-то тревожно заскребло внутри — что ждать от этого объединения?
Неофициально Александринский и Волковский уже давно делят звание Первого русского. Питерцы себе сделали приставку «старейший национальный», а ярославцы — «первый профессиональный». Так в последние годы оба учреждения культуры и делили звание старейшего театра России.
Новость трясёт весь город. Что будет дальше?
— Внутри самих театров после объединения ничего особо не изменится, — считает бывший администратор театра имени Волкова Александр Кудряшов. — Это повлияет лишь на распределение бюджета от Министерства культуры и на статус самих театров. А для ярославских зрителей, скорее всего, это даже станет плюсом, ведь им станут доступны не только спектакли Волковского, но и постановки легендарной Александринки.
Тем не менее в Ярославле новость об объединении театров взволновала не только сотрудников и актёров Волковского, но и многих горожан, которые напрямую с театром не связаны.
— Мне не до конца понятны мысли реформаторов, но то, что за всем стоят какие-то деньги — это настолько понятно, что даже и говорить не хочу, — поделился директор Ярославского джазового центра Игорь Гаврилов. — Но ведь должно быть что-то ещё! Как я понимаю, это значительно сильнее недавней оптимизации больниц. Пока понимаю, что у нас забрали не только театр, но и всю его историю.
У кандидата психологических наук Александра Щербакова есть своё мнение по этому вопросу — он называет происходящее маразмом.
— Театр имени Волкова, первый русский театр — наверное, главный предмет гордости ярославцев. Театр — даже, наверное, часть региональной самоидентификации. Спросите у любого ярославца, чем знаменит его город, и он назовет, скорее всего, первую женщину-космонавта Валентину Терешкову и великолепный исторический центр столицы региона, который входит в наследие ЮНЕСКО, и первый русский театр. Сейчас непродуманным бюрократическим решением Ярославскую область театра, по сути, лишают. Теперь Первого русского у ярославцев не будет, город утратит пальму театрального первенства, потеряет крупнейший туристический, исторический и культурный бренд, а горожане — важную часть самоидентификации как жителей Ярославля и носителей его ценностей и его культуры. Раньше на площади Волкова стоял театр, а теперь будет вторая половинка «Театрально-культурного комплекса "Первый национальный российский театр"», первая половинка которого находится где-то в 600 км к северо-западу от Ярославля. Городу просто показали его место. Вот и все.
Есть и мнения о том, что объединение театров может больно ударить по привлечению туристов в Ярославль.
— Не очень понятно, как он официально будет теперь называться, — задаётся вопросом участник группы «Подслушано в Ярославле» во «ВКонтакте» Саня Санчо. — «Первый национальный театр России (ярославский филиал)» — так что ли? Если он утратит своё официальное историческое название, то вряд ли это ему на пользу. Туристов уже так не «причешешь» гордо, что у нас тут Волковский — первый русский театр, и наплевать уже на выражения интеллигенций всяких.
Многие же попросту шутят на эту тему. Депутат муниципалитета Дмитрий Петровский, например, сразу же вспомнил, что в Ярославле есть Московский вокзал, а в Москве — Ярославский.
— Если Александрийский объединяют с Волковским, то чего мелочиться — предлагаю Москву объединить с Ярославлем, а Ярославскую область с Московской, — написал он. — Сразу все проблемы решим, с деньгами — статусом, все-таки МоскваЯр сразу станет городом федерального значения.
Активист сообщества «Дороги Ярославля» Темур Абдуллаев тоже подошёл к известию с юмором.
— Все фотографируемся у таблички театра Волкова, пока он не стал театром Волкова-Пушкина, — написал общественник.
Об объединении Александринского и Волковского театров накануне заявил министр культуры России Владимир Мединский. А худрук театра из Ярославля Евгений Марчелли рассказал, как это будет работать и кто будет руководить объединённым учреждением. Всё нипочём лишь директору Волковского театра — он занят подготовкой к празднику. Официально в Волковском говорят лишь, что ждут более детальной информации о происходящем от Министерства культуры в ближайшее время.
Взгляд с другой стороны
А вот как смотрят на эту ситуацию в Александринском театре.
Валерий Фокин, худрук Александринки (из интервью для «Театра»):
— Прекратятся, наконец, разговоры о том, кто первый театр, а кто второй. Меня они совершенно не волновали, но тоже были совершенно лишними и бессмысленными. Потому что дело не в том, кто первый, кто второй, а в том, кто мертвый, а кто живой.