Не так давно мы уже приводили мнение ярославцев по поводу платных парковок в центре города. Сегодня мы вновь обратимся к результатам социсследования «Института развития стратегических инициатив». На сей раз специалисты пытались определить степень нехватки парковочных мест во дворах и выяснить, кто же, по мнению ярославцев, должен финансировать обустройство стоянок возле домов.
Для начала стоит, пожалуй, пояснить, кому эти самые парковки во дворах больше мешают и кому они нужнее. На сегодня 40% ярославских семей имеют автомобиль. При этом мужчин-автомобилистов в нашем городе в 2,7 раза больше, чем женщин, поэтому среди пешеходов преобладает слабый пол. В среднем 23% ярославцев – убежденные автомобилисты, а 52% передвигаются исключительно на общественном транспорте. Любопытно, что среди тех, кто вообще не пользуется общественным транспортом, 42% мужчин и только 11% женщин. Вообще не пользуются автомобилем треть ярославских мужчин и почти две трети женщин.
Кстати, количество автомобилистов в разных районах города совершенно не зависит от численности населения. К примеру, самый крупный Дзержинский район занимает лишь предпоследнее, пятое место по числу владельцев автомобилей. А опережает всех по данному показателю относительно небольшой Красный Перекоп. При этом на вопрос «Где вы оставляете машину» подавляющее число респондентов – 39% – ответило «во дворе, как придется». Абсолютные лидеры по хаотичной парковке во дворах – Кировский (47%) и Фрунзенский (46%) районы. А наиболее благополучным можно назвать Заволжский район, где чуть больше трети автомобилистов имеют гаражи – 34%.
Таким образом, можно сказать, что среднестатистический ярославский автомобилист – это мужчина, живущий на Перекопе. Своего гаража у него нет, на платную парковку тоже не тратится, паркует машину во дворе, как придется.
Отсюда вытекает весьма болезненная тема взаимоотношений жителей-автовладельцев и жителей-пешеходов. «Наши опросы фиксируют постоянное недовольство ярославцев ситуацией с ненадлежащей парковкой во дворах. Автомобилисты паркуются так, что портят газоны, мешают проходить пешеходам, особенно с детьми и колясками, затрудняют проезд машинам спецслужб, – рассказал зам директора ИРСИ Михаил Диунов. – Правда, чем больше в районе автомобилистов, тем меньше им мешают припаркованные машины. Но даже с учетом этого, во всех районах, кроме Красноперекопского и Заволжского, число жителей, которым стоящие у домов авто мешают, превышает 50%. Лишь в 15-18% ярославских дворов между владельцами машин и пешеходами есть определенная договоренность».
В этой связи интересен ответ ярославцев на вопрос: кто же должен платить за организацию парковочных мест у дома? С точки зрения пешеходов, платить должны автовладельцы. Если эти затраты разделит с ними бюджет города, это тоже приемлемый вариант. Автовладельцы придерживаются другого мнения – бюджет города обязательно должен разделить с ними финансовое бремя по обустройству парковочных мест во дворах, а лучше оплатить все целиком.
Но даже если деньги найдутся, решение проблемы затрудняется тем, что мест для парковки во дворах совершенно недостаточно. В большинстве районов возле дома всего 6-20 машиномест. Кроме того, большинство жителей, как водителей, так и пешеходов, вообще против увеличения числа машиномест во дворах. Все они отдают себе отчет, что «закатать в асфальт» под парковку можно только другие площади двора: детские площадки, зеленые зоны и тому подобное.
Поэтому как вариант многие жители предлагают использовать в ночное время, пусть даже за небольшую плату, парковки у крупных супермаркетов – «Глобус» за Волгой, «Магнит» в Брагино. «Возможно, имеет смысл рассмотреть такой путь решения проблемы ненадлежащей парковки во дворах при посредничестве органов местного самоуправления», – подчеркнул Михаил Юрьевич.