Три месяца назад у Ярославской области появился свой архитектор. Главным по всем вопросам стал Михаил Кудряшов. Михаил Николаевич – коренной ярославец, участник международных, всероссийских и региональных выставок в Берлине, Франкфурте-на-Майне, Касселе, Флоренции, Москве, Ярославле. И с кем, как не с ним, поговорить о любимом городе? Поговорить начистоту – о том, может ли Ярославль стать современным городом, из которого не захочется уезжать? А может, он уже таким стал?
Обидно носить ношенное
– Сейчас в городе появляются новые арт-объекты, которые призваны выразить любовь к городу. Лавочка «Я люблю Ярославль», цветочные арки в форме сердца на проспекте Ленина. Зимой и вовсе город сиял огнями новогодних инсталляций. Как вам такое украшение города? Почему-то смущает, что все заимствованное... Неужели своего не можем придумать?
– Должны. Должны придумать свое. Обидно носить ношенное. Нельзя назвать арт-объектом произведение конвейерного производства. Вторичность в дизайне – это всегда плохо. Тем более, когда есть свои дизайнеры и архитекторы. Всегда студентам говорю: «Никогда не используйте прямую символику: сердца, кресты, звезды и т.д.». Люди могут трактовать эти символы по-разному. Вот шары новогодние украсили город удачно! Хотелось бы, чтобы их было больше, и они были бы цветными.
– Давайте поговорим о Богоявленской площади. Ее ведь перекраивают уже давно. Объявили конкурс на лучший проект, выиграл тот, где вдоль площади – белоснежная продолговатая крыша. Нежно, красиво... А вам как?
– Нужно мыслить практически. У нас зима – полгода. А на Богоявленской площади – открытое пространство. Там люди ждут транспорт. Просто навес на опорах не защитит от непогоды. По-хорошему надо ставить легкие павильоны, прозрачные, но закрытые, чтобы люди могли спрятаться от ветра и дождя, от метели. И в этих павильонах должны быть торговые точки – чтобы люди могли купить воду, проездные билеты, снять деньги в банкоматах. Надо делать в первую очередь так, чтобы было удобно, а не просто красиво. Но это было против условий конкурса из-за регламентов места, увы.
Что охраняет ЮНЕСКО
– Мы так трясемся над нашей зоной ЮНЕСКО. Так дорожим этим статусом. Но сейчас я задам страшный вопрос. А вообще – нужен нам этот статус-то? Может, не будь его, центр города развивался бы стремительнее? Или нам нельзя так развязывать руки?
– Когда мы получали статус, я считал, что не надо спешить. Город должен быть готов, чтобы включать его в список объектов всемирного наследия. Надо было отремонтировать улицы и реставрировать памятники, чтоб центр Ярославля включили в список как действительно целостную историческую среду, с ценной, уникальной застройкой. Такова обычная мировая практика. В 2005 году комитет ЮНЕСКО определил ценность Ярославля только по двум критериям, оба они касаются градостроительной планировки, сохранившегося с 18 века регулярного плана города. ЮНЕСКО как организация вообще ничего не охраняет. Она вносит места в список объектов культурного наследия или исключает из него, когда объект уже не соответствует определенным критериям. Была показательная история в Дрездене. Там дворцы в исторической части внесли в список ЮНЕСКО как часть ландшафта реки Эльбы. А потом местные власти решили: чтобы решить проблему автомобильных пробок, нужно строить еще один мост. И этот мост, по мнению ЮНЕСКО, нарушал исторические панорамы. Жителям города предложили проголосовать на референдуме – или мы остаемся в списке всемирного наследия, или мы строим мост. Подавляющее большинство выбрало мост. Преобладающее мнение: весь мир и так знает, что Дрезден – крупный культурный центр. Есть титул или нет – сути это не меняет. Зато не будет пробок на дорогах. Понимаете, ЮНЕСКО же ни от чего не спасает. От беспощадной хаотичной застройки в центре города нас спасают регламенты Министерства культуры РФ.
– Судя по стройке «Волков-Плаза», и Министерство не сильно спасает...
– Но стройка-то остановлена Министерством.
– И стоит теперь, как гнилой зуб.
– Да, «Волков-Плаза» нарушает действующие регламенты, так как было спроектировано до их принятия. Теперь его строить нельзя.
– Но и снести нельзя?
– Нет, это частная собственность.
– И что делать?
– Выход есть – корректировка проекта. Понизить этажность и что-то сделать с фасадом. Нужно искать компромисс.
Закрытые веранды
– Что поделать – мы все время оглядываемся на Москву. Очень уж она близко. И кажется – вот там все современно, модно. А у нас что? Провинция! Звучит как-то уничижительно немного, не находите? Может ли Ярославль быть одновременно и старинным, уютным провинциальным городом и при этом современным?
– А Ярославль всегда был модным городом, между прочим. С 17 века здесь строили модную, современную архитектуру. Депутатская улица, улица Кирова, Волжская набережная застроены самой актуальной архитектурой своего времени. Есть «Горка» – это попытка сделать модным центр Ярославля. Хорошая попытка. В 20 веке был построен прекрасный речной вокзал. Замечательно решена проблема строительства здания администрации области. Ярославль и сейчас модный. Просто нужно создавать новые центры притяжения. Не все только в исторический центр встраивать. У нас есть попытки – те же зоопарк и аквапарк, но они стоят в одиночестве. Рядом нет торговли, ресторанов, общественных пространств, того, что сейчас называют модным словом «урбанистика», чтобы люди туда тянулись.
– В отличие от той же «Ауры», да? Тут уже ведь не только покупки делают. Тут назначают свидания, гуляют...
– «Аура» – это самый неудачный архитектурный проект последних лет! Внешне – это склад в центре города. Улицы Пушкина и Чайковского без фасадов остались. Будто идешь мимо склада. Без витрин, без входов... Это абсурдное решение. Торговый центр отвернулся, отгородился от рекреационной зоны Бутусовского сквера – градостроительная ошибка для Ярославля. «Ауру» нужно было делать не единым зданием, а торговым кварталом. С крытыми улицами или двориками, по примеру Мюнхена скажем. Вот тогда было бы хорошо. Та же проблема закрытости и с летними верандами кафе. Почему-то у нас любят повесить плотные ткани, закрыть фасад, замотать летнюю веранду в полиэтилен... Загораживаются. А надо сделать наоборот – больше открыть эти самые веранды, тогда туда и больше людей пойдет.
В Ярославле – пить
– Ну хорошо, а какие-то удачные варианты городской инфраструктуры есть?
– Ко мне часто приезжают знакомые из других городов. Знаете, зачем едут? Бар-серфинг! Потому что в Ярославле очень удобная структура обслуживания баров и кафе. Это и улица Кирова, и Первомайский бульвар, это пивные, закусочные заведения в центре. Это сейчас очень популярно, свободный демократичный стиль времяпровождения. Такой культуры в ближайших городах просто нет.
– Значит, в Ярославле – пить?
– Да. А что? Сейчас под зонтиком просто так не гуляют, сейчас принято тратить деньги. Все прогулки – монетизированы.
– Ага, только у нас в центре иногда негде оставить монету. Если водить гостей по набережной и Стрелке, можно уморить их голодом.
– Да, на Стрелке можно было бы сделать павильоны, летние кафе – использовать ландшафт, навесы и красивые, легкие, белые или прозрачные конструкции. Было много мыслей, чтобы сделать полностью пешеходными центральные улицы. Но тут есть важный момент – нужен открытый первый этаж. Невозможна пешеходная зона, если на первых этажах живут люди или находятся какие-то учреждения. Нужны выставки, торговля, сервис. Было бы изумительное пространство.
– Сейчас появляются разные бургерные, кофейни на колесиках, Стас Костюшкин фургон-пончиковую открывает. Как вы относитесь к такому на городских улицах?
– Это здорово! Чем больше таких передвижных вещей, тем лучше. Как раз чтобы Ярославлю быть модным, такой мелкий бизнес и надо развивать.
– Не чуждая ли нам эта культура? Может, раз уж у нас все-таки древний город, пусть и устремленный в будущее, стоит такие идеи адаптировать специально под Ярославль?
– Специально – это будет «лубок». От него как раз отворачивает. Мы не должны создавать искусственную туристическую среду. Туристам интересен город только тогда, когда в нем интересно жить самим жителям.
Справка 76.ru
Михаил Кудряшов родился в 1979 году. В 2002 году он окончил ЯГТУ по специальности «архитектура», затем проходил научную стажировку в Центре экологического строительства и современных строительных технологий Кассельского университета в Германии. С 2007 года – постоянный член государственной аттестационной комиссии по присвоению квалификации «архитектор» высшего профессионального образования и научной степени «магистр архитектуры» ЯГТУ.
Автор 23 научных статей в отечественной и зарубежной печати, участник 11 международных архитектурно-градостроительных конкурсов. Лауреат конкурса международного союза архитекторов «Атлас архитектуры будущего», международного конкурса Академии Франции.
Автор 36 реализованных архитектурно-градостроительных проектов. В Ярославле это концепция сити-парка «Миллениум», решение спортивной базы ХК «Локомотив» на проспекте Фрунзе, ландшафтно-градостроительная концепция развития 2-й Закоторосльной набережной и поймы реки Которосли, торговый комплекс «Альтаир», торговый центр «Меркурий».