Новый этап транспортной реформы в Ярославле приводит к развалу городского предприятия ПАТП-1. Оно не получило ни одного маршрута по новым контрактам. Об этом рассказал мэр города Артем Молчанов. Глава Ярославля обосновал случившееся тем, что у предприятия нет возможности закупить новые автобусы из-за финансовых трудностей. А нынешний подвижной состав слишком устарел.
— Обслуживать ярославцев должен новый общественный транспорт. Вы сами видите, сколько поступает обращений от горожан по этой важной теме. В связи с этим одно из основных и принципиальных условий конкурсов на определение подрядчиков — транспорт не старше 1 года. Учитывая тот подвижной состав, который имеется у ПАТП-1, кредитную нагрузку и неудовлетворительное финансовое положение, участвовать в конкурсе предприятие не может. Вопрос приобретения транспорта на ПАТП-1 был изучен. Приобретение в лизинг по тем предложениям, которые были получены от лизинговых компаний, невозможно. Купить новые автобусы можно только в случае финансовой состоятельности, а ПАТП-1 такой возможности не имеет, — объяснил мэр Ярославля Артем Молчанов.
Тем не менее глава города пообещал, что власти попытаются не допустить банкротства предприятия. Однако пока понять, каким образом ПАТП-1 будет держаться на плаву, трудно. По факту при таком раскладе компания может зарабатывать только сдачей помещений в аренду и обслуживанием других перевозчиков. А тогда это уже будет не городское транспортное предприятие.
— Сейчас мэрией принимаются меры, чтобы не допустить банкротства предприятия, а также обеспечить все трудовые обязательства и сохранить инфраструктуру ПАТП-1 и в первую очередь — транспортную базу, — добавил Артем Молчанов.
Выкинули городское предприятие за борт
Проблемы с автопарком у ПАТП-1 стали критичными к 2018 году, когда в мэрии признались, что износ большей его части выше 70%. К 2019 году городское предприятие взяло в лизинг новые автобусы, а также получило в подарок 30 б/у машин из Москвы.
К декабрю 2021 года начались проблемы с выплатами по лизинговым платежам. «Транспортная лизинговая компания» (работает под брендом «ЯрКамп»), требуя вернуть долг в 13,3 миллиона рублей по лизинговому договору, подала на ПАТП-1 в арбитражный суд. Тогда возникла угроза лишиться 18 новых машин.
Спустя время ситуация ухудшилась — арбитражный суд вынес решение о том, что должны быть расторгнуты три договора лизинга между ярославским ПАТП-1 и «Транспортной лизинговой компанией». То есть транспортники должны были вернуть 27 автобусов. Если учитывать предыдущие решения арбитражного суда, то в общей сложности город мог лишиться 47 автобусов.
В начале 2022 года ярославские власти выделили из бюджета 55 миллионов рублей, чтобы увеличить уставный капитал ПАТП-1. Многие были уверены, что компания потратит именно эти деньги на погашение долга, но сами транспортники от этой версии открестились.
В июле 2022 года федеральная налоговая служба арестовала счета ПАТП-1. Это случилось 30 июля 2022 года. Арест счетов простыми словами означает списание всех поступлений в счет погашения налоговой задолженности. При этом по итогам первого квартала 2022 года предприятие и так получило убыток в размере 33 миллиона 826 тысяч рублей. Накануне, кстати, стало известно о снятии с маршрутов автобусов ЛиАЗ-429260 из-за долгов предприятия перед лизинговой компанией.
С таким состоянием компания подошла к новому витку транспортной реформы. Мы спрашивали о будущем ПАТП-1 в этом новом мире еще в августе, но власти уходили от ответа.
В настоящий момент ПАТП-1 работает на маршрутах № 2к, 4, 4а, 4к, 5а, 5б, 8, 11, 11т, 32п, 32т, 33, 41а, 41Б, 41К, 41П, 42, 42п, 53, 70, 76, 77, 78п.
Напомним, с 2023 года ответственность за автобусные перевозки в Ярославле перешла от мэрии к правительству Ярославской области. Областные чиновники с прошлого года обещают масштабную модернизацию транспорта. 24 января на встрече с редакторами региональных СМИ губернатор Ярославской области Михаил Евраев анонсировал полную замену автобусов в Ярославле и Ярославском районе за два месяца — апрель и май. Для этого власти намерены искать новых перевозчиков с хорошим транспортом. Компании должны возить пассажиров на автобусах не старше одного года (или 6 месяцев для автобусов малого класса). Уже определены перевозчики по 106 из 137 автобусных маршрутов в Ярославле и Ярославском районе.
Большинство маршрутов получили компании из Питера и фирма, связанная с московским инвестором, которому отдадут трамвайное хозяйство Ярославля. Проведение аукционов по выбору подрядчиков на другие маршруты продолжается. Определение победителей будет происходить в течение февраля. А в апреле-мае победители торгов должны будут поставить в город новые автобусы и начать возить на них пассажиров.
При этом вновь изменится транспортная схема — автобусы поедут под новыми номерами.
Примечательно, что когда в Ярославле только затевали реформу, речь шла о том, чтобы избавить город от частных перевозчиков и усилить собственное предприятие.