

С начала года аренда подорожала только в качественных торговых центрах, а в остальных осталась на уровне 2011 года. Ярославские эксперты считают, что выход на рынок новых торговых площадей приведет к понижению ставок в морально устаревших магазинах.
Ярославль продолжает прирастать торговыми площадями. Недавно стало известно, что турецкая девелоперская и инвестиционная компания RGY планирует построить в Ярославле крупный торгово-развлекательный комплекс. Его открытие запланировано на декабрь 2013 года. Площадь ТРЦ – 120 тысяч квадратных метров. Он будет четырехуровневым и вместит в себя около 200 магазинов и кинотеатр.
Эксперты отмечают закономерность – из всех сегментов коммерческой недвижимости сильнее всего дорожает торговая. Достоинства в виде огромных супермаркетов, фудкортов, магазинов любого направления, кинотеатров по большей части принадлежат торговым центрам последних пяти лет постройки, таким как «Альтаир», «Вернисаж», «Рио».
Увеличение предложения привело к уменьшению вакантности на рынке. По словам руководителя отдела коммерческой недвижимости АН Марины Вельяминовой, сегодня в Ярославле пустует около 3% торговых помещений, а в успешных торговых центрах вакантность ниже. Этим не преминули воспользоваться собственники качественных торговых площадей. Арендные ставки в наиболее успешных торговых центрах с ноября 2011 года по февраль нынешнего года выросли до 5,2%. Арендные ставки в остальных ТЦ в основном остались без изменений по сравнению с концом прошлого года. Также эксперт отметила рост спроса на встроено-пристроенные помещения в жилых домах (ритейл-стрит). При недостатке предложения таких площадей есть тенденция повышения цен.
Сегодня ярославский рынок аренды торговой недвижимости состоит в большей части из торговых помещений небольшого размера в малоэтажном торговом центре или первом этаже жилого дома, а также помещения разного размера по занимаемой площади в районах, удаленных от центра Ярославля. На ставку влияет месторасположение, тип, размер объекта. На сегодняшний день в городе больше всего популярны торговые центры класса В – малоэтажные, имеющие внутреннюю планировку по принципу коридорной системы с отдельными с небольшими по размеру модулями.
Однако наниматели торговой недвижимости жалуются на снижение покупательной способности.
«Я снимаю помещение в 30 квадратных метров, – рассказывает индивидуальный предприниматель Михаил Шишков. – Снимаю уже три года. Но в последнее время мой магазин кожаной верхней одежды медленно «загибается». Бывает по два дня в магазин не заходят покупатели. А аренда с середины февраля снова выросла. Если так пойдет, придется съезжать в другой магазин, поменьше. Иначе работать скоро будем в минус».
Но несмотря на неспешность потенциальных арендаторов, эксперты не ожидают в этом году дальнейшего увеличения базовых арендных ставок. Более того, потенциальное усиление конкуренции в этом сегменте приведет к еще большему удешевлению стоимости аренды в некачественных торговых центрах.
«На фоне гигантов торговой недвижимости города («Альтаир», «Рио», «Вернисаж», «Глобус» и других) коммерческие площади торговых центров более ранней постройки (Петровский Пассаж, Космос, Меркурий, Волга и других) выглядят более чем скромно, – поясняет аналитик АН «Метро» Анна Максимова. – Если торговые центры, находящиеся в самом центре города, выигрывают за счет своего расположения, то недвижимость в других районах проигрывает своим большим собратьям. Пройдясь, к примеру, по ТЦ «Петровский пассаж» можно обнаружить многочисленные пустующие помещения с надписями «Наша фирма переехала в ТЦ Альтаир», даже такой раскрученный ТЦ как Фараон до недавнего времени также испытывал трудности, связанные с недостатком арендаторов».
Эксперты отмечают наметившуюся тенденцию в потребности помещений имеющих площадь от 300 квадратов и более. Естественно, что малоэтажные ТЦ удовлетворить данный спрос не могут. Помимо этого в центральной части города для возведения многоэтажной коммерческой недвижимости нет подходящих площадей. В результате торговые центры имеющих площадь от нескольких тысяч «квадратов» располагаются вдоль транспортных «коридоров». Увеличение подобного рода строительства обуславливается тем, что в Ярославль пришли крупнейшие сетевые операторы, а также повышенный интерес со стороны представителей столичного ритейла.