Порой для людей с инвалидностью коляска-вездеход — чуть ли не единственная возможность обрести независимость и мобильность. В условиях, когда пандусов почти нет, на этом транспорте без помощи посторонних можно подняться по лестнице и преодолеть препятствия на дорогах. Но получить подобную коляску по госпрограмме крайне сложно, поэтому многие участвуют в конкурсах, где ее разыгрывает производитель.
Ранее мы рассказывали историю 13-летнего Алексея Подвального из Ярославля, который участвовал в розыгрыше коляски-вездехода, но проиграл, заняв второе место. Спецтехника — единственная возможность для Леши почувствовать себя как другие ребята его возраста. У подростка неизлечимый диагноз — «врожденная мышечная дистрофия». Мы уже рассказывали, как семья каждый день борется за здоровье и счастье Алексея.
Почему закупка колясок-вездеходов лучше строительства пандусов в городе и действительно ли всем маломобильным гражданам она необходима, рассказал Дмитрий Петраков — директор АНО «Национальный центр содействия эколого-социальному и инновационному развитию территории».
Коляска-вездеход vs пандусы
Так называемые коляски-вездеходы — не только возможность людям с инвалидностью получить мобильность, но и с точки зрения благоустройства и оснащенности городского пространства — экономичный вариант.
— Коляски-вездеходы имеют свойство передвигаться по различным препятствиям, лестницам. Основная сложность заключается в вопросах приспособления жилых общественных помещений, домов, лестничных маршей, в которых невозможно ни пандус оборудовать, ни что-то еще сделать для самостоятельного подъема на площадку лифта, например. Конечно же, в этих случаях применение таких технических средств, как коляски, которые имеют гироскопы и позволяют пользователю находиться всегда в вертикальном положении, — один из немногих способов получить свободу передвижения, — отметил Дмитрий Петраков. — Технические средства, конечно, не 10 рублей стоят, но решение достаточно эффективное, потому что если сравнивать стоимость этого оборудования и стоимость приспособления общего имущества жилого дома, конечно, это небо и земля.
Одна из самых популярных моделей колясок-вездеходов от бренда Caterwil. В среднем самая простая модель у них стоит от 750 тысяч рублей.
Поскольку коляски-вездеходы решают проблему мобильности граждан с инвалидностью и еще иногда являются единственным выходом из ситуации, когда к дому просто невозможно пристроить пандус, некоторые регионы России запустили целую программу по выделению спецтехники нуждающимся в этом людям.
— В Ленинградской области самостоятельно закупают такие коляски, — рассказал эксперт. — Проводился анализ возможности приспособления общего имущества жилого дома под нужды инвалида, выявилось, что приспособить общее имущество технически невозможно. Это либо очень дорого, либо невозможно даже через процесс, связанный с реконструкцией. Такая коляска в этом случае позволяет решить задачу здесь и сейчас. В частности, в Ленинградской области такая практика ведется, что коляски закупаются соответствующими органами власти и передаются в пользование инвалиду для возможности реализации свободы передвижения.
Будем надеяться, что эта мера будет внедряться и в других регионах страны.
Стоит отметить, что не всем маломобильным людям подойдет вариант с коляской-вездеходом.
— Закупка специализированной техники для людей с инвалидностью в достаточно оперативной перспективе решит очень много проблем. Из-за того, что сама коляска позволяет не только выйти из дома, по той же лестнице спуститься вниз, но и дает возможность передвижения по прилегающей территории, где есть ямки, перепады и так далее. То есть это дает ту свободу, которая человеку необходима. Поэтому, я думаю, что, исходя из особенностей таких технических средств, у них достаточно большое будущее. Они будут востребованы, и это будет полезно, и люди начнут этим пользоваться. Но есть особенности — такие коляски не всем подойдут, исходя из физических ограничений человека, насколько он способен управлять таким техническим средством самостоятельно.