С Александром Смирновым мы познакомились во время визита в семейное общежитие на Тутаевском шоссе. В тот день мы встретили его на кухне третьего этажа. Мужчина с густой, местами поседевшей щетиной представился дворником, добавив, что с детства имеет недуг — детский церебральный паралич.
Александру 44 года. Он — инвалид с детства, всегда позитивен, трудолюбив. В его жизни было многое: диагноз, смерть родителей и развод с женой с двумя детьми. Ушел он. На то были обстоятельства. Но в 30 лет дворник решил начать новую жизнь. Рассказываем, как живет и о чем мечтает работяга, встретив которого на улице, вы наверняка пройдете мимо.
ДЦП, или детский церебральный паралич, — заболевание неврологического характера, связанное с повреждением головного мозга у плода или у новорожденного ребенка и с последующими нарушениями моторики.
«Открыл страничку "Знакомства"»
Александр привык ходить, держась за стенку — собственные ноги предательски подводят. В районе коленей их выгнуло в разные стороны. Соседа с ДЦП на этаже уважают, по словам Александра, в общежитии жизнь дружная. Удача на людей его сопровождает всю жизнь.
Дворник родился и вырос в большой семье в деревне Некрасовское под Костромой. Вместе с четырьмя братьями и сестрой. Он единственный из семьи, кто решил покинуть родной уголок.
— Братья и сестра сейчас живут в Костроме, у них свои семьи. Все общаются со мной, меня не забывают, и я их. Они за меня переживают из-за того, что я не с ними живу, — рассказал Александр.
В молодости костромич искал приключения по стране. Так успел пожить в разных городах: в Подмосковье учился на сапожника, несколько месяцев исследовал Калининград, первую семью завел в Воронеже. В южном городке остался надолго, говорит — по большой любви. С будущей супругой познакомился через объявление, после первого ответного письма решился на переезд.
— Взял газету, открыл страничку «Знакомства» и написал письмо. Так и познакомились с Наташей. В Воронеже прожил лет шесть, а потом всё. От первой жены, которая осталась в Воронеже, у меня двое сыновей. Одному 15 лет, а другому 17, — рассказывает Александр.
Но брак продержался недолго. Дворник признался, что семья от него отвернулась.
— Когда начали жить, ее мать начала в наши отношения вмешиваться. Я так не мог. Если мы что-то обсуждаем, в этот же день ее мать, моя теща, всё узнает. Но это наша семья. Я говорю: «Зачем ты всё рассказываешь маме? Это мы с тобой, мы должны решать вопросы». Я сказал: «Выбирай: или я, или мама». Я принял решение уйти, спокойно собрал вещи и сказал: «Мне от тебя ничего не надо. Что в моих силах, я тебе помогу». И я уехал обратно домой. Дома побыл, а потом сюда приехал, в Ярославль, — рассказал Александр.
С тех пор Александр платит алименты на содержание сыновей.
Нашел счастье в Ярославле
В Ярославле он оказался спонтанно. Однажды по приглашению друга Александр приехал в гости и уже не смог взять билет обратно. Объясняет просто: влюбился в город и твердо решил строить новую жизнь именно тут.
— Я приехал в 2012 году сюда просто посмотреть Ярославль. У меня работал друг, он по строительству, занимался ремонтами квартир. Он пригласил в гости, а я остался, — добавил дворник. — Тогда его только отстроили к тысячелетию, набережная была. Летом выйдешь, посмотришь, на теплоходе покатаешься. Так мне Ярославль нравится! Хоть он и старинный, но всё равно он мне нравится.
Чтобы не обременять друга, Александр начал искать жилье. Сначала обосновался в коммуналке в центре, а после перебрался в Брагино. Почти сразу после того, как съехал от друга, начал работать дворником. Как он сам говорит, найти работу по его образованию в Ярославле не получилось, а быть дворником он не страшится.
— Я снял квартиру, взял газету и начал по газете искать объявления, где дворники требуются, охранники. Позвонил и нашел работу, — сказал Александр.
Вскоре у дворника умер отец. Тогда Александру было 34 года. Через шесть лет не стало матери. Эту утрату он до сих пор не может пережить.
«Лежа на диване, не заработаешь»
Раньше, по словам Александра, он работал на муниципальном предприятии, но последнее время перебивается шабашками у местных продуктовых. Правда, в утро, когда мы договорились поснимать его за работой, к магазину он не пришел.
— Смена начинается в шесть утра, у меня магазин. Сначала я работаю на Моторостроителей, затем на Пионерской, к 10 часам еду на Урицкого, — рассказал Александр. — У меня больные ноги, но от этого я не страдаю. Да, бывает, устаю, но работаю потихонечку. Лежа на диване, ничего не заработаешь. Деньги тоже даром не дадутся.
Главная мечта ярославского дворника — накопить на квартиру, где он будет жить вместе со своей новой возлюбленной — 38-летней Анастасией. Александр не хочет брать ипотеку, в планах — накопить на полную стоимость.
Анастасия переехала к избраннику из Любима, работает в Ярославле уборщицей. Как говорит Александр, он ее сам перевез из глубинки и помог найти работу. Правда, во время уборки Анастасия подорвала здоровье, после чего попала в больницу.
— Она самая любимая, деревенская девочка. Мы живем гражданским браком, но сейчас она выйдет из больницы, и 7 февраля, в свой день рождения, я хочу сделать ей предложение, — поделился планами дворник.
Вместе с ней Александр хочет построить семью и завести детей.
— Вот мы получили, например, с ней на двоих 30 тысяч. Из этих 30 тысяч мы уже составляем, что на еду, что одеться. А остальное, если остались, откладываем. Осталась копейка — на еду. Но первым делом за комнату заплатить. Она у меня получает около 10–15 тысяч. Постепенно мы откладываем. Открыли счет, — говорит Александр. — Мы потихонечку, постепенно копим и копим.
По словам дворника, помимо зарплаты он получает пенсию за инвалидность, но она уходит на алименты на сыновей, по 7–8 тысяч в месяц.
Александр мечтает прикупить двушку в Брагине недалеко от парка «Очки», чтобы можно было гулять по вечерам. Пока, правда, он вынужден коротать дни в общажной комнатушке. Как он сам говорит: пусть со сломанным холодильником, но в любви.