Многие ярославцы регулярно обращаются к услугам такси. Это удобно и быстро. И кажется, словно на первом месте всегда должен быть комфорт клиента. А вы задумывались, как устроена работа таксиста изнутри? Ярославец, несколько месяцев проработавший водителем, рассказал о том, сколько можно заработать в такси, какие способы поощрения предлагают агрегаторы и какие пассажиры бесят больше всего.
«Предел — 200 тысяч»
Зимой 2023 года Александр (имя изменено по просьбе героя публикации. — Прим. ред.) решил кардинально поменять свою жизнь, оставил работу в офисе и отправился таксовать по улицам Ярославля. В первые месяцы он выстроил комфортный для себя график: работал по ночам с восьми вечера до двух часов ночи. При занятости по шесть часов пять дней в неделю он вышел на приличную для Ярославля зарплату.
— У всех таксистов разный подход к заработку. Я ездил всегда по ночам, не катался по воскресеньям и понедельникам, выходил на линию исключительно по желанию. В итоге средний заработок не опускался ниже 60–70 тысяч рублей, а в месяц я работал по две-три недели. Предел в Ярославле может достигать 200 тысяч рублей, но для этого нужно спать и есть в машине, — рассказал наш герой.
Для работы он выбрал популярный онлайн-сервис. Ему сразу понравилась система геймификации, то есть внедрения игровых форм в работу.
— Примерно раз в неделю сервис предлагает челленджи (задания. — Прим. ред.), в которых надо выполнить определенное количество поездок за семь дней. В случае успеха, то есть выполнения так называемой цели, ты получаешь назначенную сумму, обычно около 10 тысяч рублей. Но, например, если в текущем челлендже тебе надо выполнить 100 поездок, то в следующем их количество увеличится, скажем, до 130, а сумма останется прежней или станет чуть меньше. При этом, если сервис видит, что ты давно не выходил на линию, он будет предлагать максимально выгодные челленджи: 80 поездок за 11 тысяч рублей или что-нибудь вроде того.
«Две тысячи за 15 минут»
Как устроено ценообразование изнутри?
— Практически каждый день у таксиста в определенные часы утром и вечером есть так называемые «лужи» — места на карте с фиксированной ценой поездки, которая может достигать по легендам тысячи рублей. То есть ты можешь заказать такси из редакции до правительства, например, и тебе это будет стоить 130 рублей, а мне сервис начислит 1000 рублей. А если по пути из этой же «лужи» мы возьмем попутчика, то я заработаю 2000 за 15 минут, — поделился секретом Александр.
И расценки, по словам таксиста, по-настоящему завлекают. Правда, нужно учитывать несколько факторов.
— Сервис берет комиссию со всех заказов, а при помощи геймификации привлекает большое количество лояльных водителей. То есть чем более выгодными кажутся условия, тем больше становится машин, тем больше денег оседает у сервиса. Плюс сарафанное радио: водители рассказывают друзьям, что можно работать сколько и когда хочешь, не ждать аванс и зарплату, а выводить любую сумму в любое время на карту, хвастаются сравнительно высоким доходом, привлекая новых водителей, — добавил водитель такси.
Как распознать закладчика
В конфликтных ситуациях, по сути, сервисы тебе не помогут. Для безопасности таксиста существует только кнопка.
— Есть кнопка «конфликт», при нажатии которой начинается 10-минутная запись происходящего в салоне. Как это защищает, я не представляю. При этом услугами такси часто пользуются, например, закладчики. О чем ты узнаешь только в процессе, потому что для большинства водителей конечный адрес скрыт, а потом ты просто приезжаешь посреди ночи в какой-нибудь лес или промзону... — перечисляет ярославец. — Или, например, если пассажир сбежал, не заплатив при наличном расчете, тебе чаще всего никак не возместят потраченное время и деньги. Так что защита от буйных пассажиров — собственный опыт: просто отказываешься везти людей, если видишь какой-то странный адрес или пьяную агрессивную компанию.
«Так что защита от буйных пассажиров — собственный опыт»
Хитрость с конечным адресом работает так: чтобы видеть его, водителю придется платить. Либо получать больше денег, но везти клиента в неизвестность для себя.
— Про конечный адрес: там есть на самом деле опция, которую можно подключить, чтобы видеть адреса, но доход сильно меньше становится. К тому же, когда ты отказываешься от поездки, это влияет на твою «активность», от которой зависит уровень приоритета — со временем тебе поступает меньше заказов или блокируют твой аккаунт на какое-то время в качестве санкций, — пояснил сотрудник.
Помимо санкций, сервис старается контролировать время в пути. Если водитель где-то задержался, начинается обратный отсчет.
— У сервиса есть даже таймер, который показывает, за сколько времени ты должен добраться до пассажира. А если задерживаешься, то высвечивается «опоздание», и счетчик времени идет в обратную сторону, это сильно нервирует: неопытный водитель начинает нервничать, торопиться, нарушать и так далее. А по факту это просто цифры на экране, которые вообще ни к чему не обязывают.
«Относиться как к эксперименту»
Главный совет нашего героя: чтобы отбросить все сомнения касательно работы, нужно изменить подход и мышление. Многие посчитают эту работу малопрестижной, но это она позволила Александру хорошо заработать.
— Если выстроить приятный для себя план работы и относиться к этому как к какому-то социальному эксперименту, может получаться довольно весело. Я перед каждой поездкой мыл машину и салон, старался опрятно одеться, вкусно пахнуть, ставил приятную музыку и вот это вот всё. Часто был фидбэк от пассажиров, что это самая классная поездка, некоторые болтали потом долго, не хотели выходить из машины, но в основном девчонки, — поделился Александр.
Правда, поездок с неприятными пассажирами тоже было в достатке. На вопрос о том, какие плюсы можно выделить в работе таксистом, Александр отмечает гибкий график и регулирование своего дохода, в минусах — дороги и пассажиры.
— К недостаткам работы в такси я бы отнес интенсивный износ машины: даже если на основных улицах города дороги стараются приводить в порядок, большинство дворов — сущий кошмар, — добавляет Александр. — Кроме того, далеко не все пассажиры — приятные компаньоны: есть грязнули, хамы, пьяницы, наркоманы и кидалы. Салон машины всегда можно отмыть и привести в порядок, а вот осадок на душе от некоторых поездок может остаться на несколько дней. Но все-таки это, скорее, исключение из правил.
Поездки с некоторыми пассажирами врезались в память.
— Самая душераздирающая: вез пару в геронтологический центр (дом престарелых. — Прим. ред.), мужчина постоянно спрашивал свою спутницу, любили ли они друг друга на протяжении жизни, есть ли у них совместные дети, когда он вернется, будут ли они вместе жить, и производят ли до сих пор «Мерседесы», — поделился воспоминаниями Александр.
В туалет — в кусты
Еще одна особенность, к которой нужно привыкнуть, — сидячая работа и отсутствие туалета.
— Сидячая работа — не худшее в такси. В конце концов ты в любой момент можешь остановиться, выйти на обочину, сделать небольшую разминку. Еще желательно делать перерывы на прием пищи не в машине, а куда-то выходить — это тоже своего рода активность. Правда, ешь ты почти всегда тоже «на лету», чтобы успеть сделать больше заказов, когда это необходимо. Сложнее всего — найти удобное место для удовлетворения естественных потребностей. Вопрос с общественными уборными в Ярославле стоит ребром уже много лет, а «Макдональдсы» («Вкусно и точка». — Прим. ред.) есть не в каждом районе города, если вы понимаете, о чем я. Может быть, это еще одна причина, по которой я работал ночью, когда на улицах пусто, — добавил Александр.
Кстати, ранее мы публиковали отзывы реальных таксистов о том, в какие районы Ярославля они отказываются ездить. А если вам понравился формат «изнанки профессии», погрузитесь в рассказ об обратной стороне работы курьером.