СЕЙЧАС +10°С
Все новости
Все новости

«Адское постоянство трагедий»: командир поискового отряда рассказал, как взрослые допускают беды с детьми

Алексей Чернышев из «ЯрСпас» поведал самую болезненную для него историю

Поиски детей часто приходится вести в заброшенных местах, лесах и вдоль рек

Поделиться

Командир поискового отряда «ЯрСпас» Алексей Чернышев много лет занимается тем, что ищет пропавших. Часто это дети. Как говорит он сам, к этому не привыкаешь, особенно если история заканчивается трагично. Больно всякий раз. Он решил высказаться о том, что взрослые делают не так и как можно было бы избежать многих страшных историй с детьми.

В течение последних 10 лет я много времени посвящаю вопросам детской безопасности. И как человек увлеченный постоянно анализирую то, что мы делаем. Сейчас огромное количество людей и организаций обеспечивают эту самую безопасность. Придуманы миллионы разных курсов и обучений безопасному поведению. Ресурсы, школы и академии безопасности. Коучи и прочие инфоцыгане говорят о детской безопасности. Но трагедии повторяются с каким-то адским постоянством. Что же не так со всем этим?

На мой взгляд, есть три большие проблемы.

Первая. Знать не значит уметь. Если ребенок один раз услышал (и даже попробовал), как надо действовать в критической ситуации, то через неделю он уже забудет об этом. А в состоянии стресса не вспомнит даже на следующий день после обучения. Вывод: навык должен формироваться и поддерживаться постоянно.

Вторая. Качество обучения. Приведу два примера из жизни. «Специалист» учит детей кричать. Он не акцентирует внимание на том, что кричать. Своей задачей он ставит «научить детей преодолевать скованность». И родители ведутся. А теперь подумайте, разве редко дети устраивают истерики своим родителям на улице? Как отличить такой концерт от ситуации, когда надо вмешаться? Ребенок должен знать конкретную фразу: «Я тебя не знаю! Отпусти!» Это деталь, но она основополагающая.

Или, например, «специалисты» устраивают игру для дошкольников. Противогазы, огнетушители — яркая картинка. Суть игры заключается в том, что надо забежать в условно горящий домик и спасти куклу. Но такая игра может быть только с одним сюжетом — упал, закрыл лицо тканью, пополз к выходу. Ребенка надо учить спасаться, а не геройствовать. И таких примеров накопилось множество. Вывод: все подобные курсы обучения должны вести специалисты, получившие разрешение на работу с детьми.

Третья. И самая важная. В большинстве случаев даже при правильном поведении в критической ситуации ребенку не справиться без помощи взрослых. Я пропустил через себя сотню трагедий за время участия в поисках детей и с уверенностью могу сказать, что большинство из них могли предотвратить родители, соседи и просто прохожие. Но они не знали, как это сделать. Вывод: взрослые тоже должны учиться навыкам обеспечения детской безопасности, чтобы наполнять мир детей культурой безопасного поведения каждый день, каждую секунду общения.

Одно из самых тяжелых для меня воспоминаний — история поисков пятилетнего Роберта, пропавшего в городе Вытегра Вологодской области. Мы трижды туда выезжали. Поиски вели сотни людей из разных городов. У всех было много желания помочь и мало опыта. Роберт утонул. Но перед этим малыш вечером 8 марта прошел через весь город. Любой из сотен людей, которых он повстречал по пути, мог спасти ему жизнь. Просто обратив на него внимание. С тех пор прошло 10 лет. Но трагедия в Костроме (пятилетнюю девочку похитили днем у ДК, изнасиловали и убили. — Прим. ред.) показала, что прохожие всё так же проходят мимо.

По теме

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК6
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ5
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter