Туризм в России сегодня – это не только группы китайский туристов, разглядывающие достопримечательности больших городов. Каждый житель нашей огромной страны стремится рассмотреть Родину, насколько это возможно. В то время, как заграница становится все более недоступной из-за виз, долларов и евро, российские города и курорты расцветают и манят туристов событиями, отелями, новыми местами. Какое будущее ждет внутренний туризм в нашей стране? Какие сувениры нам нужны и что будет с ярославским маршрутом «Золотого кольца», читайте в интервью с основателем национальной премии Russian Event Awards, всероссийской туристской премии «Маршрут года», фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» Геннадием Шаталовым.
– Недавно в Ярославле завершился большой туристический форум Visit Russia. На нем впервые прошли сразу два финала конкурсов Russian Event Awards и II Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир». Что вы понимаете под туристическим сувениром? В чем его актуальность на сегодняшний день?
– Сувенир – это неотъемлемая составляющая турпродукта, который является совокупностью вещественных (предметов потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этой поездкой.
Приобретение сувениров – один из самых интересных и важных элементов туристского путешествия. Посещая другие города, мы любим покупать понравившиеся нам вещицы не только для того, чтобы их подарить своим друзьям и близким, но и для себя любимых на память об увиденных новых местах, зрелищных и интересных событиях, участниками которых мы стали. На своем опыте знаю, когда по причине отсутствия уникальных сувениров не можешь приобрести себе ничего на память о городе, событии, то уезжаешь с чувством неудовлетворения и недополученных эмоций. Покупая турсувенир, мы не просто покупаем то или иное изделие, мы покупаем эмоцию, полученную от пребывания на этой территории.
К сожалению, не во всех городах и регионах, на местах показа или на событиях, производству туристической сувенирной продукции уделяется должное внимание.
Турсувенир – это изделие, небольших размеров, вызывающее ассоциации с местными особенностями, достопримечательностями, событиями, приобретаемое туристом на память о своем путешествии.
Особенности турсувенира
1. Турсувенир приобретается в период путешествия и только во время фактического нахождении человека на территории, при посещении им туристического объекта показа или при его нахождении на турсобытии. Турсувенир должен ассоциироваться с той территорией, на которой данный сувенир приобретается.
2. Турсувениры – это не только изделия народных художественных промыслов.
3. Совсем необязательно, что турсувенир должен быть изготовлен непосредственно на той территории, на которой он продается.
4. У турсувенира должна быть доступная цена.
5. У турсувенира всегда должна быть история, легенда! Если истории нет – придумайте ее.
6. Сделайте упаковку частью турсувенира.
7. Турсувенир – это канал передачи информации о территории, туробъекте, турсобытии.
8. Размер имеет значение. Турсувенир – это изделие небольшого размера.
– На прошедшем форуме Visit Russia была затронута тема о том, что маршрут Золотого кольца несколько устарел. Согласны ли вы с этим? Ведь новых храмов и церквей в столице Золотого кольца – Ярославле, не появится. За счет чего можно обновить наш туристический бренд?
Турмаршрут Золотое Кольцо не устарел, несколько устарело его содержание, так как изменилось время, изменились требования туристов в ходе путешествия. Качественный контент турмаршрута – это не только количество объектов показа, а именно то, что на них происходит. Если на объекте показа туристу предлагается поучаствовать в интерактивной программе, то это несомненно увлечет туриста, добавит положительных эмоций в его «багаж».
На мой взгляд, города, входящие в маршрут Золотое кольцо, должны объединиться и вместе сделать новый проект. На форуме активно говорили про проект перезагрузки маршрута, но создалось впечатление, что утвержденного проекта в этом направлении еще нет, и это очень плохо. Уже сейчас потенциальные туристы страны и мира должны знать, что нас ждет в рамках празднования юбилея самого известного туристического продукта страны.
На мой взгляд, необходимо уделить особое внимание развитию событийного туризма на территории Золотого кольца, в городах которого проходит большое количество очень ярких мероприятий. Исходя из этого становится понятно, что необходим единый событийный календарь, которого на данный момент нет.
Но, как показывает практика, итоги Федеральных туристических премий Russian Event Awards, «Маршрут года» и «Туристический сувенир», а также опыт нашего PR-агентства ФРОС Region PR, наибольшей популярностью у туристов в последнее время пользуются событийные туры, которые включают в себя и посещение турсобытия, и экскурсионные программы, и конечно же возможность приобретения туристических сувениров.
– Ездить за границу – дорого. Какой туризм нужно развивать в России, чтобы было действительно интересно путешествовать не только в Москву и Санкт-Петербург?
– В качестве основного вида необходимо развивать событийный туризм. С утверждением, что событийный туризм – это драйвер привлечения внимание и развитие территории, уже мало кто спорит, хотя пять лет назад, когда была придумана Национальная премия Russian Event Awards, мало кто соглашался со мной и данным утверждением. И необходимо отметить, что о справедливости такого утверждения можно судить не только по итогам развития внутреннего туризма, но и международного опыта.
– Какие, на ваш взгляд, сегодня российские туристы? Требовательные, ленивые, жаждущие приключений или событий?
– Сегодняшние туристы хотят понимать что они покупают, приобретая турпродукт, хотят больше интерактивных программ, качественного сервиса, и самое главное – они хотят заранее получить как можно больше информации о том, куда поедут.
– Вы – частый гость в Ярославской области, Ярославле. Где вам нравится бывать больше всего? Какие события в нашем регионе вы можете отметить в туристической сфере как особо успешные?
– Я люблю бывать на всех основных туристических территориях Ярославской области: Ярославль, Ростов Великий, Углич, Мышкин. Но больше всего в последнее время мой маршрут по области проходит по территории «Страны Ямщика» (Гаврилов-Ямский район), территории, которая ярко проявилась на туристической карте региона и страны благодаря Национальной премии Russian Event Awards, Всероссийской туристской премии «Маршрут года» и Всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир». Несомненно нельзя не отметить и новую туристическую территорию области – «Деревня Тыгыдым», которая также стала известна многим за пределами региона благодаря Национальной премии Russian Event Awards. Не могут не радовать Тутаев, Рыбинск, в которых в этом году я побывал по несколько раз, и которые уже создают яркие события, имеют серьезный потенциал, стать популярными среди туристов, но надо еще над ними работать.
Среди наиболее успешных я бы выделил несколько событий – «Угличская верста», «Фотопарад в Угличе», «Зимние забавы в Угличе», фестиваль «Страна Ямщика», ряд фестивалей в Ростовском Кремле, «Ростовская уха», Керамический симпозиум в «Садах Аурики», фестиваль Мыши, праздничные программы в «Деревне Тыгыдым». Поверьте, очень сложно выбрать и назвать успешные турсобытия Ярославской области, их очень много.