Новая транспортная реформа в Ярославле закончилась коррупционным скандалом федерального масштаба. 24 мая 2023 года в Ярославле по подозрению в получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ) задержали главу дептранса Татьяну Черемных, директора «Организатора перевозок Ярославской области» Илью Прокопьева, его заместителя Олега Ивановского.
Одновременно в Москве по этому же делу задержали гендиректора одного из крупнейших концессионеров по общественному транспорту России «Мовиста Регионы» Александра Советникова. Его подозревают в передаче взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ). Топ-менеджера доставили в Ярославль 26 мая для вынесения меры пресечения. В тот день все четверо подозреваемых отправились в СИЗО.
По версии следствия, гендиректор «Мовисты» передал чиновникам 1 миллион 605 тысяч 453 рубля за покровительство.
«Взятки Советников передал путем фиктивного трудоустройства сотрудников в ООО "Группа Мовиста". Деньги с зарплатных карт снимали Черемных и другие фигуранты. Советникова задержали 24 мая в Москве. Свою вину в даче взятки он не признал», — сообщает РБК.
В этом тексте рассказываем про каждого фигуранта уголовного дела о коррупции на транспорте.
Опыт Твери — в Ярославль
35-летняя Татьяна Черемных возглавила Департамент транспорта Ярославской области в марте 2022 года. Вместе с мужем и 9-летней дочерью она перебралась в Ярославль из Твери.
До назначения в Ярославль Черемных работала начальником отдела автомобильного транспорта Министерства транспорта Тверской области. Курировала создание реестра недобросовестных перевозчиков. В общей сложности чиновница проработала в транспортной сфере 12 лет.
— У Татьяны Черемных был этот опыт на посту руководителя отдела организации перевозок при Минтрансе Тверской области. Это, конечно, далеко не самая высокая должность, но в то же время важная. Ведь все вопросы по тому, как ходят автобусы, исполняли в первую очередь бывшие подчиненные Черемных, — высказался транспортный аналитик, главный редактор проекта transportSpb Владислав Булгаков.
«Реформу в Твери скорее можно отнести к примеру того, как делать не надо. Но в этом трудно винить госпожу Черемных»
По мнению Владислава Булгакова, реформирование транспорта в Ярославле пошло по одному пути с Тверью. Там, так же, как в Ярославле, управление городским транспортом передали на уровень области. А еще в Тверь зашла транспортная компания «Автолайн», засветившаяся и в Ярославле. Отраслевые эксперты связывают «Автолайн» с бенефициарами компании «Мовиста Регионы».
— В целом транспортный вопрос в Твери был тогда одним из самых болезненных. В городе было самое настоящее засилье маршруток, а муниципальный транспорт выглядел не то что на последнем издыхании, но и надежным его было назвать нельзя. В итоге областная власть взяла полномочия по транспортному обслуживанию Твери и Тверской области на себя, — высказался транспортный аналитик, главный редактор проекта transportSpb Владислав Булгаков. — Но кроме привлечения финансирования и организации перевозок вместе с группой «Автолайн» создали совместное предприятие «Верхневолжское АТП». Доли предприятия были распределены также в пользу «Тверьавтотранса», однако само управление на себя взяли выходцы из «Автолайна».
Группа «Автолайн» позиционирует себя как крупнейший частный перевозчик Москвы и Московской области со стажем работы на рынке более 20 лет. Она объединила в себе множество раздробленных компаний бывших маршрутчиков. Аффилированные «Автолайну» компании являются совладельцем крупных транспортных компании в Тверской, Тульской и Ярославской областях, ранее они возили пассажиров в Иванове.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков сообщает, что с 2016 года группа «Автолайн» стала частью Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), где долю имеют главные акционеры «Трансмашхолдинга» Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
Задержанный гендиректор «Мовисты» Александр Советников входит в совет директоров «Автолайна». Кроме того, в совет входит Шарифулина Эльмира Зэудэтовна, числящаяся также в ЦППК.
В Ярославль «Автолайн» зашел с подачи тогда еще врио губернатора Михаила Евраева. «Автолайн» и пара других перевозчиков должны были спасти город от коллапсов после неудавшейся первой транспортной реформы.
— Безусловно, Тверь для «Трансмашхолдинга» является одним из ключевых городов корпорации, так как там расположен гигантский Тверской вагоностроительный завод, а также ряд тесно связанных с ним смежных предприятий. Там же делают кузова для трамваев ПК «Транспортные Системы», — объяснил Владислав Булгаков. — К слову, и у властей, и у «Мовисты» также было в планах реализовать трамвайную концессию в Твери, однако из-за отсутствия федерального финансирования реализация данного проекта была временно приостановлена.
К чему привела реформа в Твери
Транспортная реформа для Твери обернулась полным уничтожением электротранспорта. В городе прекратилось движение и трамваев (из-за отсутствия финансирования на концессию), и троллейбусов.
«Троллейбусам, обслуживающим Тверь с мая 1967 года, не нашлось места в новой маршрутной сети города. Систему линий электротранспорта заменили более протяженными автобусными маршрутами», — писало в 2020 году издание TR.ru.
По словам транспортного аналитика Владислава Булгакова, большинство контрактов на обслуживание маршрутов в Твери выиграло «Верхневолжское АТП», которым управляют выходцы из «Автолайна».
— Несмотря на монополизацию перевозок, транспорт в Твери стал работать гораздо лучше. Все-таки в него влили достаточно большие бюджетные деньги. Другое дело, что эти бюджетные деньги можно было потратить гораздо эффективнее, — добавил Булгаков. — Та же маршрутная сеть в городе не менялась, хотя специалисты говорили о том, что это необходимо было сделать.
«Мовиста» повсюду?
При Черемных что ярославская, что тверская транспортная реформы оказались связаны с компанией «Мовиста Регионы». На ее официальном сайте указано: «Тверская область стала первым регионом России, где реализовали комплексную модель транспортного обслуживания населения».
По заявлению «Мовисты», в Твери, помимо прочего, заменили автобусы на новые низкопольные, создали компанию-оператор «Транспорт Верхневолжья», которая отвечает за сбор билетной выручки. Внедрили платформу управления транспортом «Датапакс».
«Результаты транспортной реформы высоко оценил премьер-министр РФ Михаил Мишустин во время посещения Твери 13 июля 2021 года, предложив тиражировать успешный опыт Тверской агломерации в другие города России», — говорится на сайте «Мовисты».
Загибаем пальцы, что появилось в транспортной системе Ярославля при Татьяне Черемных:
новые желтые низкопольные «Яавтобусы»;
аналогичный тверскому «Организатор перевозок Ярославской области». Он контролирует оплату проезда, доходы и расходы транспорта (тут работали задержанные Илья Прокопьев, его заместитель Олег Ивановский);
компания «Датапакс» создала приложение для ярославского транспорта (в разработке участвовала «Мовиста Регионы»);
после развала городского транспортного предприятия ПАТП-1 его базу передали в пользование предприятию «Транспорт Ярославии». Эта компания выиграла контракты на 46 автобусных маршрутов, за семь лет заработает почти 28 миллиардов рублей. На 49% учредителем «Транспорта Ярославии» (51% у ярославских властей) является ООО «Контроль-сервис». Конечный владелец ООО «Контроль-сервис» — «Группа Мовиста» (основателем «Мовисты» является задержанный Александр Советников);
27 декабря 2022 года ярославские власти подписали многомиллиардный 20-летний договор трамвайной концессии с компанией «Мовиста Регионы». С учетом федерального гранта общая стоимость проекта — больше 50 млрд рублей.
Концессия — это соглашение между властью и частной компанией. Частник вкладывает свои деньги и развивает городскую территорию или предприятие. Пользуется этим обговоренное количество лет, забирает прибыль или ее часть и получает регулярные выплаты от властей в счет погашения своих вложений. По истечении срока соглашения отдает имущество обратно городу.
Видный топ-менеджер
Александр Советников — заметный столичный управленец. Ранее он возглавлял компанию «РТ-Инвест Транспортные системы», которую связывают с госкорпорацией «Ростех». Именно «РТ-Инвест Транспортные системы» внедрила в России систему взимания платы с большегрузов «Платон».
В 2015–2018 годах против платы за проезд по федеральным трассам бастовали дальнобойщики со всей России. Водители требовали отменить любой сбор с грузовиков.
Начиная с 2020 года в разных субъектах России начали появляться дочерние компании крупнейшего концессионера по общественному транспорту «Мовиста Регионы». Директором всех компаний стал Александр Советников.
«Мовиста» зашла на северо-запад России, в Нижний Новгород, Пермь, Южно-Сахалинск, Ярославль, Курск, Волгоград, Тверь и Липецк. Один из крупнейших проектов компании — «Верхнепышминский трамвай» в Свердловской области. Трамвай открывал лично гендиректор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын.
Конечными бенефициарами группы компаний «Мовиста» ряд СМИ называют предпринимателей Андрея Бокарева и Искандера Махмудова. Они миллиардеры — по версии Forbes Махмудов занимал 19-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России 2021 года, а Бокарев — 59-е.
Бокареву и Махмудову также подконтролен крупнейший производитель подвижного состава для рельсового транспорта в России АО «Трансмашхолдинг» и производитель трамваев ПК «Транспортные системы» (у них же закупят по концессии новые вагоны для Ярославля). Прежде Андрей Бокарев занимал должность президента и председателя совета директоров «Трансмашхолдинга».
В августе 2022 года Контрольно-счетная палата Красноярска раскритиковала проект соглашения властей с «Мовистой», сообщал портал NGS24.RU. Скандал также гремел в Курске (там компания собиралась потратить 12 млрд рублей на ремонт трамвайного хозяйства).
В середине октября 2022 года сорвалась подобная концессия в Южно-Сахалинске. В сентябре администрация Южно-Сахалинска приняла предложение ООО «Мовиста Регионы Южно-Сахалинск». Организация хотела по концессии привезти электробусы в областной центр. По сообщениям портала «Сах.ком», «между компанией и местными чиновниками было достигнуто понимание». Однако месяц спустя местные власти поменяли свое решение.
Планы на трамвайную концессию у «Мовисты» были и в Липецке. В октябре 2022 года липецкие чиновники подписали 20-летний договор концессии. Инвестор будет реконструировать пути, депо, строить новую ветку, закупать новые вагоны.
— Можно сказать, что сейчас наступила эпоха ренессанса для трамвая. Комплексная модернизация инфраструктуры и подвижного состава поможет региону повысить уровень транспортного обслуживания населения. А накопленный нами опыт в реализации проектов развития пассажирского транспорта позволит применить лучшие практики, чтобы обеспечить жителей города Липецка комфортным, современным и безопасным транспортом, — говорил гендиректор «Мовисты» Александр Советников после подписания концессии.
Летом 2022 года трамвайную концессию с компанией «Мовиста» заключили власти Курска. Там за 12,4 млрд рублей заменят 42,6 км трамвайных путей, купят 22 вагона и обновят инфраструктуру курского электротранспорта. По данным «Ъ-Черноземье», за 25 лет действия договора «Мовиста» рассчитывает получить от властей 28,6 млрд рублей (с выручки от использования транспорта и проценты по кредиту).
По данным воронежского агентства ABIREG.RU, задержание гендиректора «Мовисты» может отразиться на концессиях сразу в двух субъектах России.
«По словам источника "Абирега" в силовом блоке, в ближайшее время правоохранители проверят договоры между мэрией Липецка и "Мовистой". Такие же проверки ожидаются и в Курске», — сообщает агентство со ссылкой на источник в правоохранительных органах.
Вступили в концессию параллельно
В сентябре 2022 года администрация Перми определила инвестора, с которым будет заключено концессионное соглашение на модернизацию трамвайной сети Перми, — ООО «Мовиста Регионы Пермь». Компания единственная откликнулась на опубликованное предложение.
Договоры 20-летней трамвайной концессии заключили в двух регионах России параллельно. В первом квартале 2023 года «Мовиста» должна была начать работы и в Ярославле, и в Перми.
Общая цена идеи в Ярославской области — 24,059 млрд рублей. Таких денег одномоментно нет ни у частника, ни у региона, ни в федеральном бюджете. Поэтому «Мовиста» берет кредит на 19 млрд рублей, еще чуть больше 5 млрд рублей региону выделяет федеральный бюджет. А дальше в течение 20 лет область выплачивает процент по кредиту и еще отдает «Мовисте» всю выручку с использования трамвайной сети (чиновники подсчитали, что это будет 24,5 млрд рублей за два десятилетия). Даже по примерным подсчетам, эта реформа ярославцам обойдется в 50 млрд рублей. Полный разбор трамвайной концессии можно почитать тут.
В Перми стоимость соглашения для властей составила 27 млрд рублей вместо первоначально предполагаемых 30,5 млрд, при этом 4,4 млрд софинансируют федеральный бюджет. Отличие от Ярославской области заключается в том, что автобусная транспортная реформа шла не параллельно с концессией, а гораздо раньше.
— Реформа совпала с самоизоляцией, тогда ряд депутатов городской думы на транспорте массово пиарились, было много дезинформации. Они создали категорически негативное мнение об общественном транспорте. Это тянется до сих пор, — рассказал корреспондент раздела транспорта портала 59.RU Кирилл Хафизов. — Идея трамвайной концессии была, по сути, инициирована наверху. Ее обсуждали около полугода. Категорического «нет» не было, но были отдельные высказывания по поводу условий — продолжительности и стоимости. Те депутаты, которые критиковали транспортную реформу, продолжили это делать и здесь. Потом условия изменились в пользу города, сократилась финансовая нагрузка, срок. С задержкой, из-за всевозможных внутренних проверок, они ее подписали.
По словам журналиста Кирилла Хафизова, компания «Мовиста» до трамвайной концессии в Перми была неизвестна. При этом профильные эксперты в разговоре с 76.RU объяснили: «Мовиста» не сунулась в автобусные перевозки Перми из-за требования работать на газовой технике.
«В городские перевозки "Мовиста" к нам не полезла. У нас всё чисто, по концессии было много проверок, нарушений не нашли»
На новость о задержании гендиректора «Мовисты» Александра Советникова пермские власти отреагировали сухо.
— 15 апреля в Перми началась реконструкция первого участка трамвайной сети. Работы идут, не останавливались, всё спокойно, — рассказал журналист 59.RU Кирилл Хафизов. — После задержания Советникова — абсолютная тишина. В дептрансе нашем сказали, что у них отсутствует информация о приостановке деятельности «Мовиста Регионы Пермь», а реализация концессионного соглашения идет согласно графику.
Организовывал перевозки, обеспечивал безопасность
Третий фигурант уголовного дела — директор «Организатора перевозок Ярославской области» Илья Прокопьев. До назначения в Ярославской области он уже пробовал себя в должности управленца в транспортной сфере. В 2017 году устроился гендиректором в государственное унитарное транспортное предприятие Республики Крым «Крымтроллейбус». Оно подведомственно крымскому Минтрансу.
«29-летний Прокопьев возглавляет судакское отделение всероссийской общественно-политической молодежной организации партии "Единая Россия" "Молодая Гвардия Единой России". В 2014 году был избран депутатом городского совета Судака. Согласно информации, представленной на сайте избирательной комиссии РК, он работал заместителем начальника Судакской автостанции», — сообщали РИА Новости Крым в 2017 году, рассказывая про назначение Прокопьева в «Крымтроллейбус».
В июне 2022 года Прокопьев подался в бизнес. Он числился учредителем и гендиректором ООО «Медко» до середины декабря 2022 года. Компания зарегистрирована в элитном московском районе Замоскворечье и предоставляет врачебные и косметологические услуги.
Из Москвы Прокопьев перебрался совсем недавно, с момента появления структуры «Организатор перевозок Ярославской области».
В ноябре 2022 года на сайте ярославского правительства появились проекты постановлений о создании этого госпредприятия с положением об оплате труда в «Организаторе перевозок Ярославской области».
«Мы заинтересованы, чтобы на маршрутах работали надежные перевозчики, способные в полной мере обеспечить безопасность и необходимый уровень комфорта»
Почитав документы, мы выяснили, что предполагаемый штат предприятия — 432 человека. Был указан и оклад директора Ильи Прокопьева — 38 230–43 525 рублей.
Фактически предприятие начало действовать в 2023 году. В марте 2023 года власти анонсировали ликвидацию городского управления пассажирского транспорта. Чиновники добавили, что сотрудники городского предприятия смогут перейти в новое областное.
Когда в Ярославле разыгрывали контракты на автобусные перевозки, Илья Прокопьев регулярно выступал и рассказывал о пользе брутто-контрактов, при которых сначала перевозчик месяц работает и тратит свои деньги на обслуживание автобусов, зарплату водителям, бензин и прочее, еще и выручку с билетов отдает заказчику (в бюджет). А потом уже получает деньги по факту выполненных работ — наезженных километров. Многолетние брутто-контракты в Ярославле разыгрывали с февраля по март 2023 года.
В Ярославль — из столицы
Четвертый фигурант уголовного дела — Олег Ивановский. Полный тезка подозреваемого работал замначальника Управления пассажирского автомобильного и наземного электрического транспорта Минтранспорта и дорожной инфраструктуры Московской области. Ивановский занимал в Москве должность заведующего отделом развития пассажирских перевозок.
В Ярославле он занял должность заместителя директора в новом транспортном предприятии «Оператор перевозок Ярославской области».
Для коллег по «Оператору перевозок Ярославской области» он остался малознакомым человеком. Наши собеседники в транспортной отрасли региона никак не смогли охарактеризовать Ивановского.
Из официальных документов властей известно, что официальная ставка Олега Ивановского в должности замдиректора составляла 29 970–38 230 рублей.
К чему привел коррупционный скандал
Для Ярославской области коррупционный скандал с федеральным размахом закончился увольнением главы дептранса Татьяны Черемных. Ярославский губернатор Михаил Евраев подписал указ об увольнении в день задержания Черемных, 24 мая 2023 года.
— Антикоррупционной комиссией при губернаторе Ярославской области будет проведена комплексная проверка деятельности департамента транспорта. Губернатором Ярославской области совместно с правоохранительными органами области и впредь будут пресекаться все коррупционные проявления на территории области, — заявил в тот день Михаил Евраев.
Спустя неделю ярославские власти не сделали заявлений о судьбе 7-летних брутто-контрактов с компанией «Транспорт Ярославии» (частично связанной с Советниковым), выигравшей контракты на 46 автобусных маршрутов за 28 млрд рублей. Не было публичных заявлений и о судьбе трамвайной концессии, работы по которой должны были начаться в первом квартале 2023 года.
Тихо в официальных соцсетях и на сайте компании «Мовиста Регионы». Отправленный в СИЗО Александр Советников по состоянию на 31 мая 2023 года всё еще числится на сайте гендиректором. Коллеги по «Мовисте» никак не комментировали ситуацию с ним ни в день задержания, ни в последующие дни.
Меж тем в Telegram-каналах и на профильных ресурсах о транспорте всё чаще звучат вопросы о том, какой ущерб коррупционный скандал в Ярославле мог нанести транспортной отрасли в России и повлияет ли эта ситуация на конкуренцию на транспортном рынке в целом. Ответы стоит ждать в ближайшее время.