Пользователи ресурса Liveinternet.ru признали Ярославль самым популярным городом «Золотого кольца». Сюда хотели бы приехать более четверти опрошенных. Неприятно, но факт, второй по популярности ответ – «мы не рассматриваем города России как объект для туризма» Бронзовый призер с большим отрывом – провинциальная Кострома. О том, что привлекает в Ярославле одних и почему другие не хотят сюда ехать, а главное о том, что нужно, чтобы туристическая отрасль приносила краю еще большие дивиденды, мы беседуем с директором компании «Яроблтур» Игорем Казиным.
– Игорь, так чем же привлекает Ярославль?
– Так уж сложилось, что у большинства населения России, особенно у людей среднего и старшего возрастов, Золотое кольцо, в первую очередь, ассоциируется с Ярославлем. Во многом это справедливо. Здесь, действительно, есть что посмотреть. Это один из красивейших городов центра России. В наших головах прочно сидит логическая цепочка Ярославль – Волга – музеи – красивейшие церкви. И это стереотип, в данном случае абсолютно оправданный, продолжает привлекать к нам туристов. Вот, скажем, сидит вечером семья в Москве и решает, куда бы поехать на выходные. Одним из первых всплывает Ярославль.
– А почему не Суздаль, Владимир или другие города?
– И они тоже, конечно. Но у Ярославля есть ряд своих преимуществ. Это крупный город с развитой инфраструктурой сервиса, с хорошей транспортной составляющей, с большим количеством принимающих туроператов, готовых организовать экскурсии, питание, транспорт и прочее. Большинство людей привлекает сюда сочетание красивых мест, интересных достопримечательностей и относительного комфорта крупного города.
– Есть два диаметрально противоположных мнения. Ярославские власти утверждают, что турпоток в Ярославль растет, а многие принимающие туроператоры, напротив, говорят о падении. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
– На мой взгляд, иностранных туристов ставится меньше, а русских групп – чуть-чуть больше. Но этот рост, если и есть, стремится к нулю, то есть он настолько незначителен, что говорить о нем просто не приходится. Очень важно понять, какой турист к нам едет. В основном гости к нам прибывают из близлежащих регионов. Главным образом, это группы школьников из Москвы и соседних городов, автобусные экскурсии, в крайнем случае семьи, приехавшие на выходные. У нас крайне неразвит индивидуальный туризм, автотуризм, который так популярен в Европе. Возможности зарубежного туризма используются совсем мало. Есть некоторый рост круизного туризма. Но с экономической точки зрения, он наименее интересен. Во-первых, круизы по Волге возможны только летом, во-вторых гости сходят с теплохода всего на несколько часов и тратят довольно мало денег.
– Что нужно сделать, чтобы привлечь сюда туристов, чтобы туристическая отрасль начала приносить реальную прибыль?
– Прежде всего, необходим грамотный маркетинг, раскрутка области. Тогда к нам поедут не потому, что ехать близко, а потому, что это реально интересная, познавательная поездка и прекрасный отдых. К сожалению, Ярославль как бренд практически не раскручен, а без этого в современном мире не может быть коммерческого успеха. Здесь необходимо партнерство крупнейших принимающих туроператоров и администрации области. Понятно, что ни у одной компании, работающей на прием групп, нет ни материальной, ни иных возможностей, чтобы раскручивать всю Ярославскую область. И уж, конечно, ни у одного туроператора нет возможности выходить на западные рынки с брендом «Ярославская область». Мне кажется, этим должны заниматься областные власти вместе с компаниями отрасли. Можно привести немало примеров, когда небольшие городки, которым куда меньше, чем Ярославлю повезло с туристическими возможностями, становились объектами поклонения путешественников со всего мира и, кстати, приносили городской казне немалые барыши.
– Но ведь в последнее время власти много говорят об экономической составляющей, о том, что надо привлекать туристов, у нас проходит ежегодный туристический форум...
– Все это, конечно, хорошо, но одних разговоров недостаточно. Работа по рекламированию туристических возможностей области должна быть системной и эффективной. Этим должны заниматься специалисты, если угодно, нужно создать при администрации эдакий отдел маркетинга большого предприятия «Ярославская область». Неважно, что это будет, управление по туризму или оно еще как-нибудь будет называться, но его главной задачей должна быть реклама края, его красот, его музеев, его достопримечательностей, его туристических сервисов и так далее. Причем нужно работать на различные целевые аудитории, на иностранцев, на молодежь, на любителей автопутешествий. Всем им у нас в городе есть что предложить, и с ними надо разговаривать на их языке, предлагать близкие и понятные им ценности.
– Но ведь согласно тому же опросу, больше 20 процентов респондентов заявили, что им вообще не интересен туризм по городам России.
– Это как раз потому, что они ничего об этих городах не знают. Или, наоборот, им набили оскомину скучные рассказы из школьных учебников. Вот, например, нынешняя молодежь, – она, если так можно сказать, более туристическая, чем старшее поколение в ее возрасте, уже хотя бы потому, что у нынешних ребят возможностей куда больше. И они хотят путешествовать. А вот среди гостей Ярославля молодых очень мало, – это либо школьные группы, либо люди постарше. Значит надо выходить в Интернет, делать там презентации края, рассказывать о нем, и рассказывать нескучно, на языке молодежи. Вообще, я глубоко убежден, что деньги, вложенные в грамотную раскрутку области, окупятся довольно быстро и вернутся в край сторицей.