Арбитражный суд Москвы объяснил, почему отказал Ярославскому дельфинарию, который хотел получить деньги за проданного в столицу моржа Потапа. Животное умерло почти сразу после продажи из Ярославля в столицу. Из-за чего и возник спор: кто и что виновато в смерти Потапа.
Опубликованное решение суда проясняет ситуацию: стало известно, чем именно болел морж, и в чем реальная причина его смерти.
Продали моржа с хронической болезнью
Московская компания купила животное из Ярославля через аукцион на сайте госзакупок за 20 миллионов рублей. В 25 ноября 2022 года моржа перевезли на новое место жительства. Но буквально через неделю — 2 декабря — он умер. Моржу было всего 8 лет — это достаточно молодой возраст. Обычно такие животные живут по 25–30 лет.
После смерти моржа обе стороны стали обвинять друг друга в случившемся. В зоопарке тогда говорили, что причина смерти — многочисленные болезни животного, а в дельфинарии, наоборот, винили московскую компанию, мол, содержали моржа в плохих условиях. Положенные за Потапа деньги так и не поступили ярославскому дельфинарию. В Москве не стали отрицать того, что за моржа действительно не заплатили.
— Передаточные документы, соответствующие условиям договора, Московским зоопарком не подписаны. Право собственности на товар у Московского зоопарка не возникло. Стоимость животного зоопарком не оплачена в связи с расторжением договора по части 2 статьи 475 Гражданского кодекса РФ, — прокомментировали в зоопарке.
Статья 475 Гражданского кодекса описывает последствия передачи товара ненадлежащего качества. Часть 2 статьи гласит: «В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору».
Ярославский дельфинарий подал в арбитражный суд Москвы, чтобы взыскать деньги с зоопарка. С февраля по сентябрь тянулись разбирательства по делу. 8 сентября в суде отказали в удовлетворение иска дельфинарию. После вскрытия у моржа обнаружили целый букет заболеваний
— Протоколом от 8 февраля 2023-го патологоанатомического вскрытия трупа моржа, дата вскрытия — 2 декабря 2022-го, установлен патологоанатомический диагноз: хронический эрозивный энтероколит с последующим массивным кровотечением в 4 просвет кишечника; хронический катальный гастрит; лимфаденит мезентериальных лимфатических узлов; отек и острая застойная гиперемия легких; хронических бронхит; острый двусторонний интерстициальный нефрит с некрозом почечных канальцев; аденомы надпочечников; эозинофильная гранулема головного мозга. Согласно протоколу, смерть наступила вследствие кишечного кровотечения и острой эндотоксемии, резвившихся в результате хронического эрозивного энтероколита, — говорится в тексте суда.
Также суд добавил, что заболевание, которое выявили у моржа Потапа, не могло быстро развиться в период его содержания в столичном зоопарке, из чего следует, что животное болело, когда его привезли в Москву.
— Суд учитывает, что хронические заболевания — это медленно прогрессирующие патологии здоровья, развивающиеся длительный период времени, возникнуть у животного и привести к его падежу в течение 6 дней не могли. Недостатки (хронические заболевания), которые привели к невозможности использовать товар (из-за его гибели), возникли до его передачи ответчику.
При этом добавляется, что Ярославский дельфинарий мог не знать о тяжелых заболеваниях животного. Так как выявить такие можно только при специальном обследовании. Да и протекать они могли фактически бессимптомно.
— Диагноз, которой поставили моржу, можно поставить на основании гастроскопии и колоноскопии, УЗИ и диагностики. В других случаях такой диагноз трудно поставить. Типичного проявления нет, симптомы слабые. Острый процесс может развиться за несколько часов. Сверхострая инфекция менее чем за час, подострая — 2–3 дня, и латентная — несколько месяцев или более, — сообщили в арбитражном суде Москвы.