На днях в Ярославском экзаменационном подразделении ГИБДД принимали теоретические экзамены у водителей-мигрантов, работающих на одном из местных автотранспортных мероприятий. Оказалось, ни один из них не знает Правил дорожного движения.
На сегодняшний день сесть за руль автобуса или маршрутки может любой иностранный гражданин, имеющий международные или иностранные права. Но, как показывает практика, наличие подобных документов не гарантирует, что мигрант в совершенстве знает Правила дорожного движения и тем более будет их применять.
Один из вопиющих случаев произошел в конце прошлой недели в Ярославле. Водитель 86-й маршрутки стал неадекватно вести себя за рулем, причем настолько странно, что пассажиры начали выпрыгивать из микроавтобуса прямо на ходу. Оставшиеся пассажиры смогли «скрутить» буйного водителя, выдернуть ключ зажигания и вызвать полицию. По предварительным данным, данный водитель-иностранец был в состоянии наркотического опьянения.
А вот еще несколько случаев, о которых нам рассказали очевидцы.
«Недавно ехала с работы на 85-й маршрутке. Вдруг резкий рывок, хорошо, что я крепко держалась, – рассказывает жительница Ярославля Марина Орлова. – Оказалось, наш водитель врезался в легковушку, которая остановилась на второстепенной дороге, чтобы пропустить машины, которые ехали по главной. В ответ на претензии потерпевшего водитель-иностранец высунулся в окно и просто сказал водителю легковой: извини, брат, я тебя не заметил. И таких водителей на этом маршруте несколько, каждый раз со страхом добираюсь до работы и обратно».
«Я стояла на остановке у «Гиганта». Передо мной остановилась «газелька», чтобы посадить пассажиров, – рассказывает жительница Ярославля Евгения Соколова. – В это время к остановке стала подъезжать еще одна «газель» и при повороте к бордюру просто срезала у первой маршрутки левое зеркало, напрочь. Водители тут же начали громко ругаться на непонятном языке. Страшно ездить, а куда деваться, домой-то надо».
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях включена статья 12.32.1, которая устанавливает административную ответственность в виде штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей для должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, за допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего водительского удостоверения.
Таких историй только по Ярославлю можно набрать не одну сотню. Ни для кого не секрет, что пассажиров зачастую перевозят с массой нарушений: превышают скорость, агрессивно перестраиваются, подрезают другие авто, объезжают пробки по обочинам и пешеходным зонам.
С 5 ноября текущего года водители с иностранными и международными правами больше не смогут сесть за руль общественного транспорта. Чтобы сохранить свои рабочие места, им придется пройти переаттестацию – сдать теоретический экзамен в ГИБДД и получить права российского образца. Всего в Ярославской области, по официальным данным, на общественном транспорте работает чуть более 250 водителей-мигрантов.
«Пока от автотранспортных предприятий подано всего три заявки на 30 человек, – рассказывает заместитель начальника отдела надзора УГИБДД по ЯО Евгений Кисельников. – На днях теорию сдавала первая группа из девяти человек, ни один экзамен не сдал. Подобные изменения в законодательстве должны отсеять из рядов водителей общественного транспорта не квалифицированных специалистов».
Положительные изменения уже налицо. Часть работодателей сообщили в областную Госавтоинспекцию, что намерены направить своих иностранных сотрудников на обучение в автошколы и только затем выходить на экзамен. В общем, получается, что к 5 ноября пройти аттестацию смогут лишь единицы. Как это скажется на работе ярославских автотранспортных предприятий, пока неясно. Но обойти закон не удастся, в ГИБДД уже готовятся к проверочным рейдам.